Технические средства и приемы выполнения графических работ

Позиционные задачи

Особые случаи построения линии пересечения двух поверхностей вращения

При построении линии пересечения поверхностей вращения — конуса и цилиндра — могут быть различные случаи. На рис. 136 изображены три случая пересечения цилиндра и конуса вращения. В первом случае (рис. 136, а) цилиндр врезается в конус, потому что если вписать в конус сферу с центром в точке пересечения осей поверхностей, то радиус ее будет больше радиуса цилиндра. Все образующие цилиндра пересекаются с поверхностью конуса. Во втором (рис. 136, б) конус врезается в цилиндр, так как сфера, вписанная в цилиндр, пересекает конус. Все образующие конуса пересекают поверхность цилиндра. В третьем (рис. 136, в) сфера, вписанная в одну поверхность, касается второй поверхности, и в пересечении участвуют все образующие и цилиндра, и конуса. В этом случае пространственная линия пересечения поверхностей распадается на две плоские кривые (эллипсы).

Это положение подтверждается теоремой Монжа: если две поверхности второго порядка описаны вокруг третьей поверхности второго порядка, то они пересекаются по двум кривым второго порядка. Такие поверхности имеют две точки, в которых они касаются друг друга, или говорят, что поверхности имеют двойное прикосновение. Линия пересечения двух поверхностей вращения, имеющих двойное прикосновение, распадается на две кривые второго порядка, плоскости которых проходят через прямую, соединяющую точки прикосновения (рис. 137). Две цилиндрические поверхности вращения одного диаметра касаются друг друга в точках А и В или имеют общие касательные, плоскости Ф1 и Ф2. Линия АВ занимает фронтально проецирующее положение, поэтому плоскости кривых пересечения будут фронтально проецирующими. Эллипсы ACBF и AEBD изображаются

Рис. 136

Рис. 137

Рис. 138


Рис. 139

отрезками прямых на фронтальной плоскости проекций и окружностями, совпадающими с вырожденной проекций вертикального цилиндра, на горизонтальной плоскости проекций. Это положение широко используется при изображении пересекающихся труб или отверстий одного диаметра (рис. 138).

В конструкциях технических деталей часто при пересечении поверхностей вращения используют сопрягающую поверхность, которая осуществляет плавный переход от одной поверхности к другой (рис. 139, а, б, в).

Чтобы не строить две близко расположенные линии пересечения сопрягающей поверхности с основными поверхностями, на чертеже проводят условно одну линию, выполняя ее тонкой сплошной линией.

Эту линию и называют линией перехода. Линия перехода заканчивается в точках пересечения очерковых линий основных поверхностей (рис. 139, а) и заменяется более простыми (циркульными) кривыми.

83) Подшипники качения. Классификация. Достоинства и недостатки в сравнении с подшипниками скольжения.

Подшипником называют опору или направляющую, определяющую положение движущихся частей по отношению к другим частям механизма. Подшипники, работающие преимущественно на движение с трением качения, называют подшипниками качения, а на движение с трением скольжения – подшипниками скольжения.

Достоинства:

полная взаимозаменяемость;

малые осевые размеры, простота монтажа;

малые потери на трение;

дешевле чем подшипники скольжения;

простота эксплуатации и обслуживания.

Недостатки:

большие радиальные размеры;

малая жесткость;

большое сопротивление вращению, шум и низкая долговечность при высоких частотах вращения;

чувствительность к ударным и вибрационным нагрузкам.

Классификация:

По направлению воспринимаемой нагрузки:

радиальные, которые воспринимают радиальную нагрузку;

радиально-упорные – для восприятия радиальных и осевых сил;

упорно-радиальные – для восприятия осевых и небольших радиальных сил;

упорные – для восприятия только осевых сил.

По конструктивным особенностям:

самоустанавливающиеся;

несамоустанавливающиеся (с цилиндрическим или конусным отверстием внутреннего кольца, сдвоенные и др.).

По форме тел качения:

шариковые;

роликовые: с цилиндрическими короткими, длинными и игольчатыми роликами, с бочкообразными, коническими роликами.

По числу рядов тел качения:

однорядные;

двухрядные;

четырехрядные.

 

Понятие о допусках и посадках. Порядок составления чертежа детали по данным ее эскиза. Выбор масштаба, формата и компоновки чертежа. Выполнение подлинников. Условное изображение пружин. Оформление рабочих чертежей массового производства Понятие об оформлении рабочих чертежей изделий для разового пользования в производстве.
Инженерная графика и машиностроительное черчение