Технические средства и приемы выполнения графических работ

Позиционные задачи

Построение линии пересечения поверхностей способом вспомогательных сфер

При построении линии пересечения поверхностей особенности пересечения соосных поверхностей вращения позволяют в качестве вспомогательных поверхностей-посредников использовать сферы, со-осные с данными поверхностями.

К соосным поверхностям вращения относятся поверхности, имеющие общую ось вращения. На рис. 134 изображены соосные цилиндр и сфера (рис. 134, а), соосные конус и сфера (рис. 134, б) и соосные цилиндр и конус (рис. 134, в).

Соосные поверхности вращения всегда пересекаются по окружностям, плоскости которых перпендикулярны оси вращения. Этих общих для обеих поверхностей окружностей столько, сколько существует точек пересечения очерковых линий поверхностей. Поверхности на рис. 134 пересекаются по окружностям, создаваемым точками 1 и 2 пересечения их главных меридианов. Выполнение чертежа сборочной единицы и эскизов ее деталей: . 1) Составить схему деления изделия (сборочной единицы) на составные части; 2) составить спецификацию; 3)выполнить эскизы всех частей сборочной единицы; 4) выполнить сборочный чертеж.

Вспомогательная сфера-посредник пересекает каждую из заданных поверхностей по окружности, в пересечении которых получаются точки, принадлежащие и другой поверхности, а значит, и линии пересечения.

Рис. 134

Если оси поверхностей пересекаются, то вспомогательные сферы проводят из одного центра-точки пересечения осей. Линию пересечения поверхностей в этом случае строят способом вспомогательных концентрических сфер.

При построении линии пересечения поверхностей для использования способа вспомогательных концентрических сфер необходимо выполнение следующих условий:

1) пересечение поверхностей вращения;

2) оси поверхностей — пересекающиеся прямые — параллельны одной из плоскостей проекций, т. е. имеется общая плоскость симметрии;

3) нельзя использовать способ вспомогательных секущих плоскостей, так как они не дают графически простых линий на поверхностях.

Обычно способ вспомогательных сфер используется в сочетании со способом вспомогательных секущих плоскостей. На рис. 135 построена линия пересечения двух конических поверхностей вращения с пересекающимися во фронтальной плоскости уровня Ф 1) осями вращения. Значит, главные меридианы этих поверхностей пересекаются и дают в своем пересечении точки видимости линии пересечения относительно плоскости П2 или самую высокую А и самую низкую В точки. В пересечении горизонтального меридиана h и параллели h', лежащих в одной вспомогательной секущей плоскости Г(Г2), определены точки видимости С и D линии пересечения относительно плоскости П1. Использовать вспомогательные секущие плоскости для построения дополнительных точек линии пересечения нецелесообразно, так как плоскости, параллельные Ф, будут пересекать обе поверхности по гиперболам, а плоскости, параллельные Г, будут давать в пересечении поверхностей окружности и гиперболы. Вспомогательные горизонтально или фронтально проецирующие плоскости, проведенные через вершину одной из поверхностей, будут пересекать их по образующим и эллипсам. В данном примере выполнены условия, позволяющие применение вспомогательных сфер для построения точек линии пересечения. Оси поверхностей вращения пересекаются в точке О (О1; О2), которая является центром вспомогательных сфер, радиус сферы изменяется в пределах

Rmin < R < Rmах- Радиус максимальной сферы определяется расстоянием от центра О наиболее удаленной точки В (Rmax = О2В2), а радиус минимальной сферы определяется как радиус сферы, касающейся одной поверхности (по окружности h2) и пересекающей другую (по окружности h3).

Плоскости этих окружностей перпендикулярны осям вращения поверхностей. В пересечении этих окружностей получаем точки Е и F, принадлежащие линии пересечения поверхностей:

Рис. 135

h22 ^ h32 = E2(F2); Е2Е1 || А2А1;

Е2Е1 ^ h21 =E1; F2F ^ h1 = F1

Промежуточная сфера радиуса R пересекает поверхности по окружностям h4 и h5, в пересечении которых находятся точки Ми N:

h42 ^ h52 = M2(N2); M2M1 || А2А1,

М2М1 ^ h41 = М1; N2N1 ^ h41 = N1

Соединяя одноименные проекции построенных точек с учетом их видимости, получаем проекции линии пересечения поверхностей.

82) Подшипники скольжения, условия работы, характер разрушения. Расчет подшипников, работающих при граничной или полужидкостной смазке.

Подшипник скольжения – это опора или направляющая, в которой цапфа (опорная поверхность вала) скользит по поверхности вкладыша (подшипника).

Подшипники скольжения применяются:

при особо высоких частотах вращения;

при ударных и вибрационных нагрузках;

для точных опор с постоянной жесткостью;

для разъемных опор;

при работе в воде или агрессивных средах.

В зависимости от направления воспринимаемой нагрузки подшипники скольжения бывают:

- радиальные – для восприятия радиальной силы Fr;

- упорные – для восприятия осевой силы Fа;

- радиально-упорные – для восприятия сил Fr и Fа.

Достоинства:

надежно работают в высокоскоростных приводах;

бесшумно работают;

имеют сравнительно малые радиальные размеры;

могут воспринимать значительные ударные и вибрационные нагрузки.

Недостатки:

высокие требования к наличию смазочных материалов => постоянный контроль;

сравнительно большие осевые размеры;

значительные потери на трение.

Виды отказов:

абразивное изнашивание;

заедание;

усталостное выкрашивание.

Радиальные подшипники скольжения:

1 – корпус; 2 – вкладыш; 3 – отверстие для подачи смазочного материала; 4 – цапфа; 5 – маслораздаточная канавка.

Расчет подшипников в условиях граничной или полужидкостной смазки:

Этот расчет служит основанием для выбора материала вкладыша для подшипника. Расчет подшипника скольжения проводят по среднему давления p на рабочих поверхностях и удельной работе pv сил трения, где v – окружная скорость поверхности цапфы. Расчет по среднему давлению p обеспечивает достаточную износостойкость, а расчет по pv – нормальный тепловой режим и отсутствие заедания.

При этом должны быть выполнены условия:  и , где Fr – радиальная сила, l и d – длина и диаметр подшипника.

Значения [p] и [pv] зависят от материала вкладыша:

для антифрикционного чугуна [p]=9МПа, [pv]=1,8МПа*м/с;

для бронзы [p]=10МПа, [pv]=10МПа*м/с.

 

Понятие о допусках и посадках. Порядок составления чертежа детали по данным ее эскиза. Выбор масштаба, формата и компоновки чертежа. Выполнение подлинников. Условное изображение пружин. Оформление рабочих чертежей массового производства Понятие об оформлении рабочих чертежей изделий для разового пользования в производстве.
Инженерная графика и машиностроительное черчение