Технические средства и приемы выполнения графических работ

Оформление чертежей

Форматы

Все чертежи должны выполняться на листах бумаги стандартного формата. Форматы листов бумаги определяются размерами внешней рамки чертежа (рис. 3). Она проводится сплошной тонкой линией. Линия рамки чертежа проводится сплошной толстой основной линией на расстоянии 5 мм от внешней рамки. Слева для подшивки оставляют поле шириной 20 мм. Обозначение и размеры сторон форматов установлены ГОСТ 2.304—68. Данные об основных форматах приведены в табл. 1.

Таблица 1

Обозначение формата

АО

А1

А2

A3

А4

Размеры сторон листа, мм

1189x841

594 х 841

594 х 420

297 х 420

297 х 210

Основные форматы получают из формата АО путем последовательного деления на две равные части параллельно меньшей стороне. При необходимости допускается применять формат А5 с размерами сторон 148 х 210мм. Допускается также применение дополнительных

Рис. 3

форматов. Спецификация сборочного чертежа Машиностроительное черчение Они образуются увеличением сторон основных форматов на величину, кратную размерам сторон формата А4 (рис. 4).

Допускаются следующие отклоления сторон формата при размерах сторон: до 150 ±1,5, от 150 до 600 ±2,0, свыше 600 ±3,0.

Допускаемые напряжения  при расчете тавровых соединений.

[σ]p=[σp] – стыковой шов.

[τ]' =0.8[σ]p – угловой шов, дуговая автоматическая сварка.

[τ]' =0.65[σ]p – стыковой шов, дуговая автоматическая сварка.

[τ]' =0.6[σ]p – угловой шов, дуговая ручная сварка.

[σ]p= σт/(1.5…1.7) – для легированных сталей.

20. Соединения с натягом: достоинства и недостатки, область применения. Способы получения соединений с натягом. Принцип работы (передачи нагрузки) соединения с натягом.

Соединения деталей с натягом — это соединения, в кото­рых детали удерживаются силами трения. Силы трения обус­ловлены созданием распределенной нормальной нагрузки (давления) на сопряженных поверхностях соединяемых дета­лей. Величина нормальной нагрузки зависит от величины на­тяга. Натяг — это разность размеров охватываемой и охваты­вающей деталей. Посадочный размер охватываемой детали де­лают несколько больше посадочного размера охватывающей детали. После сборки посадочный размер деталей становится общим, при этом посадочный размер охватывающей детали в результате упругих деформаций увеличивается, а охватывае­мой — уменьшается.

Передача соединением нагрузок (сил, моментов) осуществ­ляется за счет сил трения (сцепления), действующих на по­верхности контакта деталей. Наиболее часто встречаются со­единения деталей по цилиндрическим или коническим по­верхностям.

Эти соединения применяют для установки на валы зубчатых колес, колец подшипников качения и других деталей. Соеди­нения с натягом также применяют для изготовления сложных составных деталей (коленчатые валы, составные зубчатые и червячные колеса и др.). Соединяемые детали могут быть изго­товлены из одинаковых или разных материалов.

Достоинства соединений: достаточно простая технология получения соединения; хорошее центрирование соединяемых деталей; способность воспринимать значительные динамиче­ские нагрузки, удары, колебания.

Недостатки: большое рассеяние прочности соединения сре­ди одной партии в связи с разбросом действительных размеров сопрягаемых поверхностей деталей в пределах их полей допу­сков и значений коэффициента трения; снижение усталостной прочности валов в зоне посадки вследствие концентрации на­пряжений; трудности неразрушающего контроля прочности соединения; сложность сборки и разборки при больших натя­гах и размерах соединяемых деталей; возможность поврежде­ния посадочных поверхностей при разборке.

Различают следующие способы получения соединения с на­тягом:

Запрессовка — простейший способ, при наличии необходи­мого оборудования обеспечивающий возможность контроля за нагрузкой отдельного соединения путем измерения силы за­прессовки. Однако при запрессовке существует опасность по­вреждения посадочных поверхностей, кроме того, снижается коэффициент трения (сцепления) из-за сглаживания микроне­ровностей на поверхности контакта.

Нагрев охватывающей детали — технологически отрабо­танный способ, обеспечивающий высокий коэффициент тре­ния (сцепления) и, как следствие, повышение нагрузочной способности соединения в 1,5 раза по сравнению с запрессов­кой, так как отсутствует сглаживание микронеровностей на поверхности контакта. Однако контроль нагрузочной способ­ности такого соединения затруднен.

Охлаждение охватываемой детали применяют для установ­ки с натягом небольших деталей в крупные детали (корпуса машин, станины); по свойствам этот способ аналогичен нагре­ву охватывающей детали.

Гидрозапрессовка — нагнетание масла под давлением в зону контакта через сверления в валу, что значительно (в 10— 15 раз) снижает необходимую силу запрессовки и распрессовки и уменьшает опасность задира посадочных поверхностей; наиболее эффективен этот способ при больших диаметрах по­садки и в соединениях по конической поверхности.

 

Изображение и обозначение резьб. Винтовая линия на поверхности цилиндра и конуса. Понятие о винтовой поверхности. Различные профили резьбы. Выход резьбы: сбеги, недорезы, проточки, фаски. Обозначение стандартных и нестандартных резьб. Обозначение левой и многозаходной резьб.
Инженерная графика и машиностроительное черчение