Все
чертежи должны выполняться на листах бумаги стандартного формата. Форматы листов
бумаги определяются размерами внешней рамки чертежа (рис. 3). Она проводится сплошной
тонкой линией. Линия рамки чертежа проводится сплошной толстой основной линией
на расстоянии 5 мм от внешней рамки. Слева для подшивки оставляют поле шириной
20 мм. Обозначение и размеры сторон форматов установлены ГОСТ 2.304—68. Данные
об основных форматах приведены в табл. 1.
Таблица
1
Обозначение
формата | ||||||
АО |
А1 | А2 |
A3 | А4 | ||
Размеры
сторон листа, мм | ||||||
1189x841 |
594
х 841 |
594
х 420 |
297
х 420 |
297
х 210 | ||
Основные форматы получают
из формата АО путем последовательного деления на две равные части параллельно
меньшей стороне. При необходимости допускается применять формат А5 с размерами
сторон 148 х 210мм. Допускается также применение дополнительных
Рис.
3
форматов. Спецификация
сборочного чертежа Машиностроительное черчение Они образуются увеличением сторон
основных форматов на величину, кратную размерам сторон формата А4 (рис. 4).
Допускаются следующие отклоления сторон формата при размерах сторон: до 150 ±1,5, от 150 до 600 ±2,0, свыше 600 ±3,0.
Допускаемые напряжения при расчете тавровых соединений.
[σ]p=[σp] – стыковой шов.
[τ]' =0.8[σ]p – угловой шов, дуговая автоматическая сварка.
[τ]' =0.65[σ]p – стыковой шов, дуговая автоматическая сварка.
[τ]' =0.6[σ]p – угловой шов, дуговая ручная сварка.
[σ]p= σт/(1.5…1.7) – для легированных сталей.
20. Соединения с натягом: достоинства и недостатки, область применения. Способы получения соединений с натягом. Принцип работы (передачи нагрузки) соединения с натягом.
Соединения деталей с натягом — это соединения, в которых детали удерживаются силами трения. Силы трения обусловлены созданием распределенной нормальной нагрузки (давления) на сопряженных поверхностях соединяемых деталей. Величина нормальной нагрузки зависит от величины натяга. Натяг — это разность размеров охватываемой и охватывающей деталей. Посадочный размер охватываемой детали делают несколько больше посадочного размера охватывающей детали. После сборки посадочный размер деталей становится общим, при этом посадочный размер охватывающей детали в результате упругих деформаций увеличивается, а охватываемой — уменьшается.
Передача соединением нагрузок (сил, моментов) осуществляется за счет сил трения (сцепления), действующих на поверхности контакта деталей. Наиболее часто встречаются соединения деталей по цилиндрическим или коническим поверхностям.
Эти соединения применяют для установки на валы зубчатых колес, колец подшипников качения и других деталей. Соединения с натягом также применяют для изготовления сложных составных деталей (коленчатые валы, составные зубчатые и червячные колеса и др.). Соединяемые детали могут быть изготовлены из одинаковых или разных материалов.
Достоинства соединений: достаточно простая технология получения соединения; хорошее центрирование соединяемых деталей; способность воспринимать значительные динамические нагрузки, удары, колебания.
Недостатки: большое рассеяние прочности соединения среди одной партии в связи с разбросом действительных размеров сопрягаемых поверхностей деталей в пределах их полей допусков и значений коэффициента трения; снижение усталостной прочности валов в зоне посадки вследствие концентрации напряжений; трудности неразрушающего контроля прочности соединения; сложность сборки и разборки при больших натягах и размерах соединяемых деталей; возможность повреждения посадочных поверхностей при разборке.
Различают следующие способы получения соединения с натягом:
Запрессовка — простейший способ, при наличии необходимого оборудования обеспечивающий возможность контроля за нагрузкой отдельного соединения путем измерения силы запрессовки. Однако при запрессовке существует опасность повреждения посадочных поверхностей, кроме того, снижается коэффициент трения (сцепления) из-за сглаживания микронеровностей на поверхности контакта.
Нагрев охватывающей детали — технологически отработанный способ, обеспечивающий высокий коэффициент трения (сцепления) и, как следствие, повышение нагрузочной способности соединения в 1,5 раза по сравнению с запрессовкой, так как отсутствует сглаживание микронеровностей на поверхности контакта. Однако контроль нагрузочной способности такого соединения затруднен.
Охлаждение охватываемой детали применяют для установки с натягом небольших деталей в крупные детали (корпуса машин, станины); по свойствам этот способ аналогичен нагреву охватывающей детали.
Гидрозапрессовка — нагнетание масла под давлением в зону контакта через сверления в валу, что значительно (в 10— 15 раз) снижает необходимую силу запрессовки и распрессовки и уменьшает опасность задира посадочных поверхностей; наиболее эффективен этот способ при больших диаметрах посадки и в соединениях по конической поверхности.
Изображение и обозначение резьб.
Винтовая линия на поверхности цилиндра и конуса. Понятие о винтовой поверхности. Различные профили резьбы. Выход резьбы: сбеги, недорезы, проточки, фаски. Обозначение стандартных и нестандартных резьб. Обозначение левой и многозаходной резьб.
Инженерная графика и машиностроительное черчение |