Инженерная графика сопряжения

Многие детали машин, приборов и аппаратов имеют контур очертания, состоящий из прямых линий и дуг окружностей с плавными переходами от одной линии к другой. Такие плавные переходы называются сопряжениями.

На рис. 2 показаны примеры применения сопряжений в технике. Например, на рисунке и чертеже контура двурогого крюка (рис. 2, а и б на стр. 30, 31) в точке А виден плавный переход от дуги окружности Æ200 к прямой линии, а в точке В - от дуги окружности радиуса R460 к дуге радиуса R260 и т.д.

Геометрические сопряжения мож-но разделить на непосредственные сопряжения, когда одна линия (например, дуга окружности) плавно переходит в другую (например, в прямую) без промежуточных линий, и сопряжения промежуточными дугами окружностей радиуса R. Эти дуги называются дугами сопряжения, а радиусы - радиусами сопряжения.

Непосредственные сопряжения. 1. Точка сопряжения m прямой линии Аm и дуги окружности радиуса R (рис. 2, в на стр. 31) находится в основании перпендикуляра, опущенного из центра О окружности на прямую Аm.

2. Точка сопряжения n двух дуг радиусов R и R1 находится на прямой линии ОО1, соединяющей центры О и О1 двух данных дуг (рис. 2, г на стр. 31).

Рис. 2

  б)

Рис. 2 Границы применимости решения Эйлера

Обмер детали

Обмер детали выполняется с помощью различных инструментов (рис. 21-28), которые выбирают в зависимости от величины и формы детали, а также требуемой точности определения размера.

При выполнении эскизов деталей в процессе обучения черчению, пожалуй, любом учебном заведении от обмера не требуется высокой точности, поэтому некоторые свободные размеры студенту позволительно принимать конструктивно, приближённо, а случае отсутствия измерительного инструмента заменять его имеющимися сподручными средствами.

Так, например, при отсутствии резьбомера шаг (число ниток на дюйм) может быть определён оттиском бумаге (рис. 69,а). Для этого резьбовую часть детали обжимают листком чистой бумаги так, чтобы получить ней оттиски (отпечатки) резьбы, т. е . несколько шагов (не менее 10). Затем по оттиску измеряют расстояние L между крайними достаточно чёткими рисками (отпечатками). Это измерение должно выполнено аккуратно с погрешностью не более 0,2 мм. Сосчитав число n длине (на единицу меньше числа рисок), определяют шаг. Например, оттиск дал 10 чётких рисок (т.е. 9 шагов) общей длиной 13,5 Наружный диаметр измерении 14 Определяем шаг: p = 13,5 : По таблицам находим резьбу М14 1,5. т.е. это метрическая резьба 2-го ряда диаметром и мелким шагом 1,5

Шаг внутренней резьбы определяют по отпечатку на полоске бумаги, ребре спички, карандаша (рис. 69,б). Осмотром профиль резьбы, направление (правая, левая), число заходов.>

Рис. 69

4.3.1. Некоторые особенности обмера деталей сборочной единицы

Номинальные диаметры двух сопряжённых деталей одинаковы, поэтому достаточно измерить диаметр охватываемой поверхности (стержня) (рис. 70,а).

В свинчиваемых между собой деталях достаточно измерить резьбу на стержне

(рис. 70,б, в).>

Рис. 70

3. Диаметры отверстий под стандартные крепёжные детали (болт, винт, шпильку) не обмеряют, а рассчитывают по размерам крепежа, исходя из соотношения d0 = 1,1d, где d - номинальный диаметр резьбы.

На рис. 71 приведена схема проверки сопрягаемых и зависимых от соединения со смежными деталями размеров стопорного клапана.

На рис. 72 показаны сопрягаемые размера вентиля.

Внимание! После того как выполнены все эскизы, проверьте, соберётся ли изготовленная по ним с учётом проставленных вами размеров сборочная единица.

Рис. 71

Рис. 72

При работе по данной программе педагогам, преподающим в СКК, следует соблюдать ряд правил и приемов: 1. Учебный материал должен подаваться небольшими частями. 2. Как можно больше внимания уделять повторению изученного материала. Урок должен начинаться и заканчиваться повторением пройденного материала. 3. Вводная часть урока должна сводиться до минимума, акцент должен делаться на практические умения и навыки. 4. Осуществлять постоянный контроль за этапными и конечными результатами практической деятельности учащихся. 5. Взаимо- и самооценка результатов практической деятельности. 6. Признание права ребенка на ошибку как естественную и закономерную составляющую процесса обучения. 7. Максимальная индивидуализация процесса обучения для достижения хороших результатов. 8. Оснащение урока хорошим наглядным и раздаточным материалом. 9. Оценка результатов практической деятельности по критерию относительной успешности. 10. Ведение "Журнала успешности", "Педагогической карты учащегося". 11. При объяснении нового задания акцент делать на материал, который воспринимается зрительно, а не на слух. 12. Предлагать учащимся работу, связанную с выполнением несложных чертежей разного типа прокладок и контуров деталей, не перегруженных техническими элементами. 13. Для формирования и закрепления навыков проекционного черчения ученикам могут быть предложены следующие виды работ: а) построение недостающей проекции по двум заданным изображениям, б) построение недостающих линий чертежа, в) определение и выделение цветом заданных ребер и граней предмета, г) определение проекций точек, д) поиск нужного чертежа к заданному наглядному изображению, е) поиск нужного наглядного изображения по заданному чертежу. 14. Использовать комплекс упражнений по анализу расположения поверхностей предмета: При применении выносного элемента соответствующее место отмечают на виде, разрезе или сечении замкнутой сплошной тонкой линией-окружностью, овалом и т.п. с обозначением выносного элемента прописной буквой или сочетанием прописной буквы с арабской цифрой на полке линии-выноски. Над изображением выносного элемента указывают обозначение и масштаб, в котором он выполнен
Разъемные и неразъемные соединения