Работа в AutoCAD при выполнении чертежа

Запуск AutoCAD можно произвести двумя способами: 

- сделать двойной щелчок левой кнопкой мышки по значку программы  на рабочем столе Windows;

- использовать меню AutoCAD 2000, ко-торое находится в меню Пуск/Программы.

После загрузки программы AutoCAD на экране монитора появляется рабочее окно программы (рис. 47), где можно выделить сле-дующие функциональные зоны:

- рабочую графическую зону,

- стандартную панель управления;

- системное (главное) меню;

- панели инструментов

- командную строку;

- строку состояния.

Меню и панели инструментов

В самом верху экрана находится строка заголовка, а сразу под ней - строка системного (главного) меню AutoCAD.

Некоторые пункты системного (главного) меню представлены на рис. 49.

Активизация пунктов системного (главного) меню производится так же, как и в любом Windows-приложении, т.е. курсором мышки и двумя щелчками левой кнопкой. После активизации пункта меню появляется ниспадающее меню, через которое производится подача команды пользователя для системы.

Команды AutoCAD на панелях инструментов представлены в виде пиктограмм. По мере перемещения курсора по пиктограмме появляется название соответствующей команды.

Меню и панели инструментов

В самом верху экрана находится строка заголовка, а сразу под ней - строка системного (главного) меню AutoCAD.

Некоторые пункты системного (главного) меню представлены на рис. 49.

Активизация пунктов системного (главного) меню производится так же, как и в любом Windows-приложении, т.е. курсором мышки и двумя щелчками левой кнопкой. После активизации пункта меню появляется ниспадающее меню, через которое производится подача команды пользователя для системы.

Команды AutoCAD на панелях инструментов представлены в виде пиктограмм. По мере перемещения курсора по пиктограмме появляется название соответствующей команды.

Кроме того, имеются еще две панели инструментов - Draw (Рисование) и Modify (Редактирование). Эти панели плавающие. Их можно переместить в любое удобное место на экране либо закрепить (пришвартовать) у края экрана. На рис. 47 (стр. 94) панели Draw и Modify закреплены у левого края экрана. Меню и панели управления позволяют пользователю вводить команды AutoCAD в процессе построения графических элементов, редактирования чертежа, извлечения разнообразной информации, связанной с чертежом и т.д.

В AutoCAD существует еще множество других панелей инстру-ментов, которые можно вызывать на экран по мере необходимости: Dimension (Размеры), Solids (Тела), Render (Тонирование), Web и т.д. Для того чтобы вызвать их пере-чень, необходимо нажать правую кнопку мышки при расположении курсора в области любой панели инструментов (рис. 52).

Командная строка. В ниж-ней части экрана AutoCAD распо-лагается отдельное окно, в котором помещаются примерно три строки текста. При желании можно уве-личить размер этого окна за счет графической зоны экрана. Обрати-те внимание на слово Command: (Команда:). Это и есть командная строка. Выполнение любой команды AutoCAD можно запустить, ес

Настройка среды

Прежде чем начать работать с новым чертежом, необходимо настроить рабочую среду. Для этой цели в AutoCAD существует мастер настройки рабочей среды, открывающийся сразу после загрузки системы (настройка по умолчанию).

При запуске AutoCAD на экране появляется диалоговое окно (Startup Dialog), которое предназначено для выбора начальных параметров чертежа (рис. 54).

Сохранение чертежа и создание шаблона

Для сохранения созданного чертежа необходимо открыть ниспадающее окно Файл в системном (главном) меню и активизировать команду Сохранить как… В окне сохранения чертежа (Save Drawing As) (рис. 55) необходимо дать имя файла чертежа и курсором мышки нажать на кнопку Сохранить.

Для настройки типа линий предназначено окно настройки типа линии, которое позволяет загружать список типов линий (рис. 58, 59).

Рис. 58

Построение объектов

Геометрический примитив. Рисунки в AutoCAD строятся из набора геометрических примитивов, под которым понимается элемент чертежа, обрабатываемый системой как целое, а не как совокупность точек или объектов. Графические примитивы создаются командами вычерчивания или рисования, которые вызываются из падающего меню Draw или панели инструментов Draw. Необходимо отметить, что одни и те же элементы чертежа могут быть получены по-разному, с помощью различных команд вычерчивания.

Точка (Point) - команда формирования точки. Команда Point вызы-вается из падающего меню Draw-Point или щелчком мыши по пиктограмме Point панели инструментов.

Линия в AutoCAD является базовым примитивом. Линии бывают различного рода: одиночные отрезки, ломаные (с сопряжениями дугами или без них), пучки параллельных линий (мультилинии), а также эскизные. Рисование линий производится посредством задания координат точек, свойств (тип линии, цвет и др.) и ввода значений углов.

Многоугольник

Команда Polygon - команда формирования правильного много-угольника. Команда Polygon вызывается из падающего меню Draw-Polygon или щелчком мыши по пиктограмме Polygon пане-ли инструментов.

Многоугольники представляют собой замкнутые полилинии; они могут иметь от 3 до 1024 сторон равной длины. Многоугольник можно построить, либо вписав его в воображаемую окружность, либо описав вокруг нее, либо задав начало и конец одной из его сторон. Так как длины сторон многоугольников всегда равны, с их помощью легко строить квадраты и равносторонние треугольники.

Запросы команды Polygon:

Enter number of sides <default>: - указать количество сторон

Specify center of polygon or [Edge]: - указать центр многоугольника

Ключи команды Polygon:

Edge - задание одной стороны. При использовании этого ключа команда Polygon выдает следующие запросы:

Specify first endpoint of edge: - указать первую точку стороны

Построение криволинейных объектов

Сплайн

Команда Spline - команда формирования сплайна. Команда Spline вызывается из падающего меню Draw-Spline или щелчком мыши по пиктограмме Spline панели инструментов.

Сплайн представляет собой гладкую кривую, проходящую через заданный набор точек. Сплайны используются при рисовании кривых произвольной формы, например линии разрыва в инженерной графике.

Запросы команды Spline:

Specify first point or [Object]:

Specify next point:

Specify next point or [Close/Fit tolerance] <start tangent>:

Specify next point or [Close/Fit tolerance] <start tangent>:

Сплайны строятся путем задания координат определяющих точек.

Окружность

Пример построения окружности по центру и радиусу (рис. 60)

Запустите команду Circle, вызвав ее из падающего меню Draw-Circle или щелкнув мышью по пиктограмме Circle панели инструментов. Необходимо ответить на запросы:

Circle

Specify center point for circle or [3P/2P/Ttr (tan tan radius)]:

50,50 - указать координаты точки центра окружности

Specify radius of circle or [Diameter] <50>: 30 - указать радиус окружности

Пример построения дуги по стартовой точке, конечной точке и радиусу (рис. 62)

Запустите команду Arc, вызвав ее из падающего меню Draw-Arc или щелк­нув мышью по пиктограмме Arc панели инструментов. Дайте ответ на запросы:

Arc

Specify start point of arc or [CEnter]: 80,50 - указать 1-ю точку

Specify second point of arc or [CEnter/ENd]: e - перейти в режим построения дуги по конечной точке

Specify end point of arc: 50,80 - указать 2-ю точку

Specify center point of arc or [Angle/Direction/Radius]: r - перейти в режим построения дуги по радиусу

Specify radius of arc: 30 - указать радиус дуги

Простановка размеров

Размеры показывают геометрические величины объектов, расстояния и углы между ними, координаты отдельных точек. В AutoCAD размеры бывают трех основных типов: 1) линейные, которые включают горизонтальный, вертикальный и параллельный (рис. 65), базовые размеры (рис. 66) и размерные цепи (рис. 67); 2) радиальные (рис. 68) и 3) угловые (рис. 69).

Линейные размеры

AutoCAD обеспечивает несколько видов простановки линейных размеров, отличающихся углом, под которым проводится размерная линия.

Команда Dimlinear позволяет создавать горизонтальный, вер-тикальный или повернутый размеры. Она вызывается из падающего меню Dimension-Linear или щелчком мыши по пиктограмме Linear Dimension панели инструментов.

Запросы команды Dimlinear:

Specify first extension line origin or <select object>: - указать начало первой выносной линии или нажать Enter для указания объекта

Specify second extension line origin: - указать начало второй выносной линии

Specify dimension line location or [Mtext/Text/Angle/Horizontal/Vertical/Ro-tated]: - указать местоположение размерной линии

Dimension text = <измеренное значение>

Если в ответ на первый запрос нажать клавишу Enter, команда Dimlinear выдаст следующие запросы:

Пример простановки вертикального размера

Чтобы проставить вертикальный размер прямоугольника (рис. 71), запустите команду Dimlinear, вызвав ее из падающего меню Draw-Linear или щелчком мыши по пиктограмме Linear Dimension панели инструментов. Дайте ответ на запросы:

Dimlinear

Specify first extension line origin or <select object>: - указать точку 1

Specify second extension line origin: - указать точку 2

Specify dimension line location or [Mtext/Text/Angle/Horizontal/Vertical/Ro-tated]: - указать точку 3

Dimension text = <80>

Угловые размеры

Команда Dimangular позволяет строить угловой размер. Она вызы­вается из падающего меню Dimension-Angular или щелчком мыши по пиктограмме Angular Dimension панели инструментов. Запросы команды Dimangular:

Select arc, circle, line, or <specify vertex>: - указать дугу, окруж-ность, отрезок или нажать Enter

Select second line: - если был выбран отрезок, то указать второй отрезок, непараллельный первому

Specify dimension arc line location or [Mtext/Text/Angle]: - указать место-положение размерной линии

Dimension text = <измеренное значение>

В случае, если в ответ на первый запрос нажата клавиша Enter, то угловой размер строится по трем точкам и команда Dimangular выдает следующие запросы:

Specify angle vertex: - указать вершину угла

Specify first angle endpoint: - указать первую конечную точку угла

Specify second angle endpoint: - указать вторую конечную точку угла

Specify dimension arc line location or [Mtext/Text/Angle]: - указать местоположение размерной линии

Dimension text = <измеренное значение>

Редактирование чертежей

Удаление и восстановление объектов

По команде Erase осуществляется удаление (стирание) объектов. Команда вызывается из падающего меню Modify-Erase или щелчком мыши по пиктограмме Erase панели инструментов.

Перемещение объектов

Посредством команды Move осуществляется перемещение объектов. Команда вызывается из падающего меню Modify-Move или щелчком мыши по пиктограмме Move панели инструментов.

Запросы команды Move:

Select objects: - выбрать перемещаемые объекты

Select objects: - нажать Enter для окончания выбора объектов

Specify base point or displacement: - указать базовую точку или перемещение

Specify second point of displacement or <use first point as displacement>: - указать вторую точку перемещения

Пример перемещения объектов

Переместите две нижние окружности так, чтобы их центры совпали с маркерами центров, обозначенными в нижней части рис. 74.

Запустите команду Move, вызвав ее из падающего меню Modify-Move или щелчком мыши по пиктограмме Move панели инстру-ментов.

Ответьте на запросы:

Move

Поворот объектов

По команде Rotate осуществляется поворот объектов. Команда вызывается из падающего меню Modify-Rotate или щелчком мыши по пиктограмме Rotate панели инструментов.

Запросы команды Rotate:

Current positive angle in UCS: ANGDIR = counterclockwise ANGBASE = 0

Select objects: - выбрать поворачиваемые объекты

Select objects: - нажать Enter для окончания выбора объектов

Specify base point: - указать базовую точку - центр вращения

Specify rotation angle or [Reference]: - указать угол поворота или ссылку.

Ключ Reference используется для поворота относительно существующе­го угла. При этом выдаются запросы:

Current positive angle in UCS: ANGDIR = counterclockwise ANGBASE = 0

Select objects: - выбрать поворачиваемые объекты

Select objects: - нажать Enter для окончания выбора объектов

Specify base point: - указать базовую точку - центр вращения

Specify rotation angle or [Reference]: r - перейти в режим задания угла со ссылкой

Пример зеркального отображения объектов

Чтобы зеркально отобразить деталь относительно вертикальной оси, не удаляя старый объект (рис. 76), запустите команду Mirror, вызвав ее из падающего меню Modify-Mirror или щелчком мыши по пиктограмме Mirror панели инструментов.

Ответьте на запросы:

Mirror

Select objects: w - перейти в режим выбора объектов рамкой

Specify first corner: - указать точку 1

Specify opposite corner: - указать точку 2

Select objects: - нажать Enter для окончания выбора объектов

Specify first point of mirror line: end - указать точку 3 с динамической объектной привязкой к конечной точке отрезка

Specify second point of mirror line: end - указать точку 4 с динамической объектной привязкой к конечной точке отрезка

Delete source objects? [Yes/No] <N>: - нажать Enter для отказа от удаления старого объекта

Масштабирование объектов

С помощью команды Scale осуществляется масштабирование объектов. Команда вызывается из падающего меню Modify-Scale или щелчком мыши по пиктограмме Scale панели инструментов.

Запросы команды Scale:

Select objects: - выбрать масштабируемые объекты

Select objects: - нажать Enter для окончания выбора объектов

Specify base point: - указать базовую точку как центр масштабирования

Specify scale factor or [Reference]: - указать коэффициент масштабирования

При масштабировании объектов коэффициенты по осям X и Y одинаковы. Масштабирование выполняется путем указания базовой точки и новой длины объекта, из которой выводится масштабный коэффициент для текущих единиц, или путем явного ввода коэффициента.

При масштабировании с указанием масштабного коэффициента производится изменение размеров выбранного объекта во всех измерениях. Если масштабный коэффициент больше единицы, объект увеличивается, если меньше единицы - уменьшается.

Растягивание объектов

С помощью команды Stretch осуществляется растягивание объектов, при этом связь с оставленными частями рисунка сохраняется. Команда вызывается из падающего меню Modify-Stretch или щелчком мыши по пиктограмме Stretch панели инструментов.

Запросы команды Stretch:

Select objects to stretch by crossing-window or crossing-polygon...

Select objects: - выбрать растягиваемые объекты

Select objects: - нажать Enter для окончания выбора объектов

Specify base point or displacement: - указать базовую точку или перемещение

Specify second point of displacement: - указать вторую точку

Пример растягивания объектов

Задание по теме "Чертежи деталей"

Состоит из аксонометрических изображений семи типовых деталей разной степени сложности.

По каждому типу детали предлагается 30 вариантов.

Размеры детали на изображении обозначены буквами, их числовые значения представлены в таблице параметров для каждого варианта.

Количество и состав выполняемых чертежей определяется преподавателем в соответствии с объёмом графических работ специализацией группы.

Рекомендации к выполнению задания

Уважаемые студенты, научиться правильно составлять и оформлять рабочие чертежи типовых деталей основная ваша задача при изучении курса.

Прочитав пособие, вы ознакомились с теоретическими обоснованиями по теме и чертежам типовых деталей обратили внимание на отдельные закономерности оформления их элементов всей детали в целом. Но даже при очень внимательном неоднократном прочтении невозможно достичь главной цели: умения правильно составлять рабочий чертёж любой детали.

Для достижения желаемого результата необходимо собственноручно по индивидуальному варианту выполнить несколько чертежей, обращаясь каждому этапу к нужной информации в пособии.

Итак, приступаем к работе!

1. Изучаем форму, геометрию детали, определяем главное изображение (вспомните все рекомендации по выбору на первых страницах пособия).

2. Определяем количество изображений, выбираем формат. (Лишнее изображение - безграмотный конструктор).

3. Наносим размеры. На модели в задании определены параметры каждого геометрического объекта. чертеже так наносить размеры нельзя. Правильное нанесение размеров - это 50% успеха при составлении чертежа детали. (Вспоминайте, учитываем требования технологии, сборки и контроля многое другое, пролистайте ещё раз нужные страницы. Неправильно выставленные неизбежный брак изготовлении.)

Внимание!

Вам позволяется назначить недостающие размеры, некоторые размеры изменить, если Вы докажете, что это улучшит технологические и прочностные качества детали. Смело конструируйте, в этом задании такой подход приветствуется!

Конструктивные и технологические регламентированные элементы (канавки для выхода шлифовального круга, резьбовые проточки, кольцевые канавки под разные уплотнительные устройства т.д.) выбирайте в таблицах соответствующего стандарта (большинство данных можно найти приложениях пособия).

4. Проставляем шероховатость.

5. Пишем технические требования, заполняем основную надпись (полное оформление основной надписи представлено на стр. 43 чертеже корпуса вентиля, в остальных примерах приведены наименование и материал).

Знающий, грамотный, творчески мыслящий конструктор движитель технического прогресса! Знать и уметь ...... это здорово! !

Желаем успеха ! Авторы...

Прокладка

 

Пластина

 

Пластина

 

Скоба

 

Скоба

 

Скоба

 

Втулка

 

 

Втулка направляющая

 

Втулка

 

Вал

 

Вал

 

Вал

 

 

Винт

 

Винт

 

 

Лабораторные работы и задачи по электротехнике