Начертательная геометрия Лекции, примеры выполнения задания

Поверхности вращения второго порядка

Цилиндр вращения

Цилиндр вращения образуется вращением образующей- l(прямой линией) вокруг параллельной ей оси.

Г(i.l), а(а2) Ì Г; а1, а3 =?

Поверхности вращения второго порядка

Рис. 2-81

Алгоритм построения

1) i ^^ П1, l || i, l - горизонтально проецирующая прямая, значит Г ^^ П1 -цилиндр занимает проецирующее положение относительно П1.

2) Г1 - главная проекция, которая обладает собирательными свойствами, поэтому а1 = Г1,

3) а3 строится по свойству принадлежности линии данной поверхности (а Ì Г) (см. рис. 2-81)

4) Точка 3 расположена на профильном меридиане, поэтому точка 33 является границей видимости на П3

Конус вращения

Конус вращения образуется вращением образующей- l (прямой линией) вокруг оси, которую она пересекает.

F(i, l), a(а2) Ì F; а1, а3 = ?

i ^ П1, l Ç i; l - занимает положение прямой уровня (фронтали)

l- прямая линия, поэтому цилиндр и конус относят так же и к линейчатым поверхностям. Например, конус можно задать другим способом, как линейчатую поверхность F(m,S), S - фиксированная точка, m (окружность, основание конуса) - неподвижная направляющая. Или как циклическую поверхность F(m,l), у которой l-образующая есть монотонно меняющаяся окружность, движущаяся по неподвижной направляющей (прямой линии) -m.

Конус вращения

Рис. 2-82

Алгоритм построения а1, а3

1. Сначала отмечают на а2 особые точки (рис. 2.82):

Точка 12 Þ 11, 13 - по принадлежности окружности основания

Точка 42 Þ 41, 43 - по принадлежности главному меридиану

2. Промежуточные: 32 Þ 31, 33 по принадлежности параллели радиусом – R23

3. Точка 22 Þ 21 по принадлежности параллели – R22

22 - 23 по принадлежности профильному меридиану

Видимость кривой - а:

1) На П1 кривая а1 видима, т.к. на П1 видима вся поверхность.

2) На П3 границей видимости служит профильный меридиан (точка 23).

Сфера

Сфера образуется вращением окружности (l) вокруг оси (ее диаметра) (i)

Г(i l), - сфера, i ^ П1 А(А2) Î Г; А1, А3 = ?

Сфера

Рис. 2-83

а (а1, а2, а3) - экватор, определяет видимость относительно П1

в (в1, в2, в3) - главный (фронтальный) меридиан, определяет видимость относительно П2

с (с1, с2, с3) - профильный меридиан, определяет видимость относительно П3

Алгоритм построения точки А(А1, А3)

1. а) Для построения А1 через точку А2(задана видимой) проводят параллель, замеряют радиус – R2(от оси до очерка), строят горизонтальную проекцию этой параллели, проводят линию связи из точки А2 Þ А1.

б) Определяют видимость А1 - невидима, т.к. точка А(А2) на расположена ниже экватора ( на П2 - в незаштрихованной зоне).

2. а) Для построения А3 из точки А2 проводят линию связи на П3, на П1 замеряют расстояние от фронтального меридиана (в1)- Dу (параллельно оси У), переносят на П3, откладывая от проекции фронтального меридиана (в3) по линии связи (параллельно оси У) Þ А3

б) Определяют видимость А3 - видима, т.к. точка А(А1) на П1 расположена перед профильным меридианом (на П1 в заштрихованной зоне) (рис.2-83).

Пример: F(i, l), а(а2) Ì F, а1, а3 = ? (рис. 2-84)

Алгоритм построения точки

Рис. 2-84

1. Сначала отмечают особые точки (рис. 2-84):

Точка 22 Þ 21, 23 - по принадлежности экватору

Точки 12 Þ 11, 13 и 32 Þ 31, 33 - по принадлежности главному меридиану

Точка 52 Þ 51, 53 по принадлежности профильному меридиану

2. Промежуточные: 4, 6, 7 находят с помощью параллелей, радиусы которых замеряют от оси до очерка на П2. Профильные проекции точек находят см. (рис. 2-83) Þ А3.

Особые параллели и точки на них являются границами видимости кривой на соответствующих проекциях сферы.

Поверхности вращения второго порядка

Это поверхности, образованные вращением кривой второго порядка вокруг оси, лежащей в плоскости симметрии кривой.

Алгоритм построения цилиндроида Для построения образующих (если поверхность уже сконструирована) проводят ряд плоскостей, параллельных плоскости параллелизма, и определяют точки их пересечения с направляющими (m, n)

Эллипсоид сжатый

Эллипсоид вращения Образуется вращением эллипса вокруг оси

Винтовые поверхности Как Вы думаете, какое свойство винтовых поверхностей обеспечивает им широкое применение в технике: винты, шнеки, сверла, пружины? Оказывается эти поверхности могут сдвигаться, т.е. совершая винтовое перемещение, поверхность скользит вдоль самой себя.

Инженерная графика