Мирный атом

Обнинск Первая в мире атомная электростанция Конец 1949 года. В ЛИП АН СССР под руководством И. Курчатова и в НИИХИММАШе под руководством Н. Доллежаля выполнены первые разработки "агрегата АМ" (Атом Мирный), которые были в феврале 1950 года обсуждены на заседании у начальника Первого Главного управления при СМ СССР Б. Ванникова.[1]
     16 мая 1950 года. Выходит первое постановление правительства о сооружении в лаборатории "В" объекта "В-10" в составе трех реакторных установок:
  1) уран-графитового реактора, охлаждаемого гелием ("Шарик");
  2) уран-бериллиевого реактора, охлаждаемого гелием (позднее – свинцом-висмутом);
  3) уран-графитового реактора, охлаждаемого водой ("АМ").[1]
По первоначальному замыслу все они поочередно должны были работать на единую паровую турбину и генератор мощностью 5000 кВт.[2]
     Технические проекты следовало выполнить в 1950 году. Так начиналось создание Первой АЭС и стендов-прототипов энергетических установок атомных подводных лодок. Приказом начальника ПГУ от 08.08.1950 г. директор Лаборатории "В" Д.И.Блохинцев обязывался приступить к подготовительным работам. В общих чертах проектный облик реактора Первой АЭС остался при реализации близким к первоначально предложенному. Реактор с бериллиевым замедлителем реализовался со свинцово-висмутовым охлаждением, уран-бериллиевым топливом и промежуточным спектром нейтронов. Вместо гелий-графитового реактора был создан водо-водяной реактор - основной тип для подводных лодок и ледоколов, а также будущих АЭС

РБМК-1000 - реактором большой мощности канальным Схема АЭС Общее устройство реактора РБМК-1000

ВВЭР - 440 (ВВЭР - 1000) - водо-водяным энергетическим реактором

Российские атомные ледоколы
    В настоящее время российский атомный ледокольный флот насчитывает 7 действующих ледоколов, 1 атомный лихтеровоз (баржевоз), 1 выведенный из состава флота, но сохраняемый первый атомный ледокол "Ленин". Кроме того, на Балтийском заводе строится новый ледокол "50 Лет Победы". Это самый большой в мире гражданский атомный флот.
    Атомные ледоколы были построены с целью обеспечения проводки судов вдоль Арктического побережья. Ледоколы используются при перевозке различных грузов, в основном железной руды из Норильска на Кольский полуостров, где руда переправляется на обогатительные предприятия Мурманской области. Протяженность этого маршрута составляет около 3000 км.

Энергетическая установка ледокола Атомная паро-производящая установка

Курс лекций Сопротивление материалов