Высокое возраждение в Италии Неоплатонизм
Эль Греко

Скульптура Франции. Зарождение романской пластики и проявление классической логики ее эволюции Франции. Характеристика стиля: экспрессивность, орнаментальность, условность, схематичность, линейность, плоскостность - и его параллели с живописью. Традиционные места размещения скульптуры в храме в зависимости от региональных отличий в архитектуре. Проблема "школ" во французской скульптуре, причины большей значимости термина "школа" в скульптуре, по сравнению с архитектурой. Ощутимые стилистические отличия и их корни: Лангедок, Бургундия, Прованс, Пуату.

Живопись в Испании

В XVI веке, когда Испания находилась в расцвете политического и экономического могущества, там появились выдающиеся святые и писатели, однако не было первоклассных художников. Даже присутствие Эль Греко не оказалось достаточным стимулом для развития национальных талантов. Там наблюдалось скорее влияние Караваджо. Мы не можем с уверенностью сказать, каким именно путем попал в Испанию его стиль, так как влияние этого итальянского мастера ощущалось там уже к 1 б20-м годам — то есть даже еще до того, как он, убив человека на дуэли', хйежал из Рима в находившийся тогда под испанским владычеством Неаполь (см. стр. 120).

Сурбаран. До 1640 года центром, поставлявшим испанскому искусству ведущих мастеров барокко, была Севилья. Франсиско де Сурбаран (1598—1664) выделяется среди них своей уравновешенной интенсивностью. Наиболее значительные произведения этого художника были созданы для монашеских орденов и, соответственно, наполнены аскетической набожностью, характерной исключительно для Испании. На картине «Св. Серапион» (илл. 284) изображен один из первых членов монашеского Ордена Милосердия, который был жестоко убит пиратами в 1240 году, а канонизирован только спустя сто лет после написания этой картины. Холст был помещен по своему назначению как религиозный образ в погребальной часовне ордена, которая первоначально посвящалась самопожертвованию.

Картина напоминает нам работу Караваджо «Давид с головой Голиаф» (см. илл. 9)— На обеих изображены одиночные фигуры в полный рост, с поворотом в три четверти; но святой Сурбарана — это одновременно и герой, и мученик; и современный зритель созерцает образ убиенного монаха именно с таким смешанным чувством сострадания и удивления. Резкий контраст белой рясы и темного фона усиливает художественную выразительность неподвижной фигуры. Живописная и духовная чистота здесь неразделимы. Подчеркнутый покой сцены вызывает благоговейное настроение, которое ослабляет воздействие ее реалистически выписанных деталей, так что мы обращаем больше внимания на непоколебимую веру Св. Серапиона, чем на его физические страдания. Именно отсутствие риторического пафоса придает этому вневременному образу особую притягательность.

Веласкес. Диего Веласкес (1599—1660) в период своего раннего пребывания в Севилье также писал в манере Караваджо, но его больше привлекали жанр и натюрморт, чем религиозная тематика.

284. Франсиско де Сурбаран. Св. Серапион.

Холст, масло. Уодсворт Атенеум, Хартфорд (Коннектикут). Собр. Эллы Гэллап Сэмнер и Мэри Кетлин Сэмне

В конце 1620-х годов, став придворным художником, Веласкес поселился в Мадриде, где в основном писал портреты членов королевской семьи В 1581 году шесть северных провинций Нидерландов, под руководством Вильяма Молчаливого из Нассау, объявили о своей независимости от Испании, победно завершив восстание против католицизма, начатое полвека назад, вопреки всем усилиям Филиппа II свести местную власть до минимума

Барокко во Фландрии и Голландии В жизни Рубенс воплощал барочный идеал виртуоза, сосредоточенного на внешней стороне вещей, для которого весь мир был сценой. Петер Пауль Рубенс. Прибытие королевы Франции Марии Медичи в Марсель. Ван Дейк. Помимо Рубенса, международного признания добился еще один фламандский живописец эпохи барокко. Настоящий вундеркинд, Антонис ван Дейк (1599—1641) был уникальным явпением среди художников. Якоб Иордане. Воспитание Юпитера. Ок. 1630-1635 г. Лувр, Париж Франс Хальс. Регентши богадельни в Харлеме. 1664 г. Холст, масло. Музей Франса Хальса, Харлем Рембрандт. Ночной дозор (Рота капитана Франса Боннинга Кока). 1642 г. Холст, масло. Рейксмюсеум, Амстердам Рембрандт был тогда страстным коллекционером ближневосточных бытовых предметов, которые он использовал в своих картинах для придания им убедительности. Пейзаж и натюрморт в живописи Натюрморт, как предполагается, должен прежде всего доставлять радость нашим чувствам, но даже в этом жанре может присутствовать нотка меланхолии. Ян Вермер. Любовное письмо. Ок. 1669—1670 г. Холст, масло. Рейксмюсеум, Амстердам Жанровая живопись

Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи (1452 – 1519) был живописцем, скульптором, архитектором, писателем, музыкантом, теоретиком искусства, военным инженером, изобретателем, математиком, анатомом, ботаником. Он исследовал почти все сферы естествознания, предугадал многое, о чем в то время еще не помышляли. Когда стали разбирать его рукописи и бесчисленные рисунки, в них обнаружили открытия механики XIX века. С восхищением писал о Леонардо да Винчи Вазари: «…Таланта… было в нем столько и талант этот был таков, что к каким бы трудностям его дух ни обращался, но разрешал их с легкостью… Его помыслы и дерзания были всегда царственны и великодушны, а слава его имени так разрослась, что ценим он был не только в свое время, но и после своей смерти».

14 – летним мальчиком поступил учеником к живописцу и скульптору Верроккьо и подобно другим художникам усвоил не только основы своего ремесла, но и математику, необходимую для изображения перспективы, и анатомию, ставшую совершенно обязательной для художников. Уже в молодости Леонардо пришел к мысли, которую он развивал в течении всей своей жизни и которой никогда не изменял: о неразрывной связи между наукой и искусством. Для него искусство имело громадное познавательное значение; выше всех других искусств он ставил живопись, способную, по его словам, «изображать все, видимое глазом». Анатомические исследования художников Леонардо распространил на весь организм до строений наиболее глубоко расположенных органов. Проблемы светотени привели его к занятиям оптикой, а проблемы движения – к механике. Пейзаж впервые получил у Леонардо глубокую разработку, причем изучение зелени, привело его к занятиям ботаникой, изучение горного рельефа – к занятиям геологией, и т.д. Предвосхищая дальнейшие пути развития науки, он единственным источником всякого знания считал непосредственное наблюдение и единственным научным результатом исследования – математическую обработку данного опыта. В Леонардо существовали не только гениальный художник и ученый, но и не менее гениальный изобретатель. Он изобрел разные машины: крутильный станок на несколько веретен, покатый стан, станки для нарезки винтов, для шлифовки оптических стекол, для насечки напильников, камерные шлюзы. Он изучил полет птиц и спроектировал летательный аппарат тяжелее воздуха, но пришел к мысли, что такой аппарат летать без двигателя не может. Леонардо был также выдающимся оружейником.

Из скульптурных произведений Леонардо не сохранилось ни одного. Его смелые архитектурные проекты не были осуществлены. Слава Леонардо как художника основывается главным образом на его немногих сохранившихся живописных произведениях. Своим изображениям человеческих фигур и природы он придал невиданную ранее рельефность. На основе изученных им законов оптики он первым стал передавать глубину пространства не только путем линейной перспективы, но и при помощи изображения самого воздуха, как бы обволакивающего предметы дымкой. В знаменитом портрете «Джоконда» Леонардо создал образ небывалой жизненной силы и глубины. В громадной фреске «Тайная вечеря» для трапезной миланского монастыря Санта Мария дела Грацие с величайшей правдивостью изображены различные душевные движения людей, узнавших, что среди них есть предатель. Во всех своих произведениях, начиная с фигуры ангела, исполненной для «Крещения» Верроккьо, Леонардо создавал образы, в которых сочетались красота и реальность.


Северное Возрождение