Высокое возраждение в Италии Неоплатонизм
Эль Греко

Романская скульптура. Роль скульптуры в храме. Формирование устойчивых архитектурных зон размещения пластического декора и их региональная специфика. Проблема стиля в монументальной скульптуре: зависимость фигуры и композиции в целом от формы и размера каменного блока и "закон кадра" как стилеобразующие факторы. Структурная роль пластики в архитектурной композиции. Взаимовлияние иконографии и стиля. Принцип "конформизма" в сочетании с правилом "множественных точек соприкосновения". Типажи, вокруг которых группируются многие изображения: фигура "пловца", фигура "танцора", фигура "альпиниста". (Исайя из Суайака, Св. Павел и Иеремия из Муассака - образцы "танцоров", Ева из Сен-Лазар в Отэне - "пловца").

Барокко в Италии и Испании

Что такое «барокко»? Как и «маньеризм», сам термин первоначально был создан с целью дискредитации определяемого им стиля — он означал «неправильный, искаженный, гротескный». Историки искусства все же делятся по поводу этого определения на две категории. Должно ли понятие «барокко» использоваться только для обозначения преобладающего стиля XVII столетия или же в него надо включать и другие художественные тенденции эпохи — такие, например, как классицизм, взаимоотношения с которым у него складывались весьма сложно? Не следует ли раздвинуть временные рамки, относя к периоду барокко и первую половину XVIII века вместе со стилем, получившим название «рококо»? Еще важнее такой вопрос: составляет ли барокко отдельную эпоху в искусстве, отличную как от Возрождения, так и от современного периода, или же это последний этап эпохи Возрождения? В последнем вопросе мы отдаем предпочтение первому варианту, прежде всего по причинам его удобства, в то же время признавая, что и вторая точка зрения имеет право на существование. Скорее всего, наша позиция по этим вопросам не так уж важна — несравненно важнее понимание тех сил, которые задействованы в барочном искусстве.

Фактически барокко не поддается простой классификации — оно скорее представляет собой сочетание самых крайних противоречий. Поэтому мы неизбежно сталкиваемся с рядом парадоксов, характерных для противоречивой природы барокко. Утверждалось, что барочный стиль отражает дух Контрреформации, но к началу XVII века активная стадия Контрреформации была уже позади. Католицизм восстановил значительную часть своих прежних владений, а протестантизм перешел к оборонительным действиям, и ни у одной из сторон не было достаточных сил, чтобы нарушить это новое равновесие. Словно для того, чтобы подчеркнуть триумф прежней веры, в 1622 году были канонизированы герои Контрреформации — Игнатий Лойола, Франциск Ксавье (оба иезуиты),

Авильская, Филиппо Нери, Исидоро Агрикола (Карло Борромео был причислен к лику святых уже в 1610 году). Начавшаяся тогда волна канонизаций продолжалась до середины XVII века. По контрасту с набожностью и благородством поступков этих духовных воителей новые князья церкви были известны главным образом увлечением светской роскошью.

Другой причиной, по которой нам следует остерегаться чрезмерного подчеркивания связи барокко с Контрреформацией, является то, что, в отличие от маньеризма, новый стиль не был исключительно итальянским явлением (хотя историки искусства обычно соглашаются, что он возник в Италии в конце XVI века), как не сводился он и только к религиозному искусству. Барочные элементы быстро распространялись по протестантскому Северу, находя там себе иное применение.

Не менее спорным является и утверждение, будто барокко — это «стиль абсолютизма», отражение централизованного государства, управляемого самодержцем с неограниченной властью. Хотя абсолютизм и достиг вершины в правление Людовика XIV в конце XVII столетия, барочный стиль складывался начиная с 1520 года, при Франциске I во Франции и герцогах Медичи в Тоскании. Более того, барочное искусство процветало в буржуазной Голландии не в меньшей степени, чем в абсолютистских монархиях, к тому же стилем, получившим официальное покровительство при Людовике XIV, был характерно приглушенный, классицистический вариант барокко.

С аналогичными трудностями сталкиваемся мы и тогда, когда пытаемся соотнести искусство барокко с наукой и философией этой эпохи.

Караваджо. Наиболее заметным среди этих североитальянских художников был гениальный живописец Микеланджело Меризи (1571—1610), которого прозвали Караваджо по названию места его рождения близ Милана. В живописи Караваджо присутствует то, что можно назвать «любительским христианством»,— христианством, которого не коснулись теологические догмы и которое нравилось протестантам не меньше, чем католикам. Консервативные вкусы простых итальянцев удовлетворялись менее радикальными и менее одаренными художниками, чем Караваджо. Их кумиром стал другой живописец, приехавший в Рим — Аннибале Карраччи Наиболее впечатляющее среди произведений такого рода — выполненная Пьетро да Кортона (1596—1669) роспись плафона в большом зале палаццо Барберини в Риме Гвидо Рени. Плафон, фреска. 1613 г. Казино Роспильози, Рим

Жанровая система творчества Лопе де Вега

Лопе Фелис де Вега Карпио (1562 – 1635) родился в Мадриде и получил первоначальное образование в иезуитской коллегии, а затем окончил университет. Состоял на службе у разных знатных лиц. Рано вступил в тесные сношения актерскими труппами. Был солдатом, участвовал в походе «Непобедимой Армады», был несколько раз женат, имел бесконечное количество любовных приключений, под 50 лет сделался сотрудником инквизиции, затем монахом и священником. Он умер, окруженный всеобщим почетом. Более ста поэтов сочинили на его смерть стихи.

В пять лет Лопе де Вега уже писал стихи, а в 12 сочинил комедию. Он испробовал все стихотворные и прозаические жанры. По свидетельству самого Лопе де Веги, им было написано 1800 «комедий», 400 религиозных пьес и весьма большое количество интермедий. До нас дошел текст лишь 400 пьес Лопе де Веги и еще 250 известны лишь по названиям.

Размах драматургии Лопе де Веги необычайно широк. Он изображает людей всех сословий и званий в самых различных положениях, пишет пьесы бытового, исторического, легендарного, мифологического, пасторального содержания, черпая сюжеты из испанских хроник и романсов, у итальянских новеллистов, из библии, исторических сочинений, рассказов путешественников, из бродячих анекдотов; он рисует современных и старых испанцев, турок, индейцев, библейских евреев, древних римлян, даже русских. Он обладает историческим чутьем и умело архаизирует при случае язык и изображение нравов.

Свои теоретические взгляды на драматургию Лопе де Вега изложил в стихотворном рассуждении «Новое искусство сочинять комедии в наши дни» (1609), подводящему итоги тому, что поэт давно осуществлял на практике. Главная задача драматурга – угодить зрителю. Лопе де Вега рекомендует авторам выбирать сюжеты, в которых трагическое и комическое перемешаны между собой. Он доказывает, что можно нарушать единства места и времени. Лопе де Вега говорит о разделении пьесы на акты (или «хорнады»), число котрых он сокращает с 5 до 3, о ее построении, о значении экспозиции, о различных стилях, об эффектных окончаниях сцен.

Лопе де Вега стремился к созданию вполне современной, национальной драматургии.

У древних, а также у их итальянских подражателей Лопе де Вега учился искусству диалога, стройной композиции пьес и др. моментам драматургической техники. Лопе де Вега во многом следует традиции народного средневекового театра. Отсюда такие черты его драматургии, как стремительный ритм действия, смелая переброска его их одного места в другое, обилие персонажей и событий, наглядность, яркие эффекты, красочность языка, общий импровизированный стиль.

Из всей массы написанного им можно выделить три группы пьес: пьесы «героические» (на сюжеты из национальной истории), комедии «плаща и шпаги» и пьесы, в которых выступает народ или отдельные его представители.

Пьесы «героические» изображают различные эпизоды из истории Испании - времен готских королей до арабского завоевания («Жизнь и смерть Вамбы»), борьбы с маврами («Девушка из Симанки», «Благородный Абенсерадж»), борьбы королей м непокорным феодалами («Еврейка из Толедо»), объединения испанской монархии («Фуэнте Овехуна»), открытия Америки («Новый мир, открытый Христофором Колумбом»). Проникнутые горячим патриотическим чувством, они обычно идеализируют родную старину.

Вторая группа пьес, комедии «плаща и шпаги», названа так по типичным принадлежностям дворянского костюма. Эти бытовые комедии Лопе де Веги, «комедии нравов», составляют очень значительную часть его драматургического наследия. Особенной известностью пользуются: «Собака на сене», «Сети Фенисы», «Мадридские воды», «Валенсианская вдова», «Девушка с кувшином», «Капризы Белисы», «Раба своего возлюбленного» и т.д. Лопе де Вега изобразил в них только дворянское общество, некоторые стороны его жизни – личные и семейные конфликты, порождаемые любовью. Широко использован запас традиционных мотивов и условных приемов: тайные свидания, серенады, дуэли, переодевания, неожиданные встречи и т.д. Интрига преобладает над обрисовкой характеров. Его характеры являются типами, приближаясь к театральным «амплуа»: «первый любовник», его соперники в любви, «дама», «борода», «забавник» и т.п.

Комедии «плаща и шпаги» Лопе де Веги являются блестящим передовым образцом искусства испанского Возрождения. Центральная тема этих пьес – любовь как глубокое, всепоглощающее чувство, утверждающее идею полноценной человеческой личности. Эти пьесы полны жизнерадостности и оптимизма. Герои Лопе де Веги отважны, решительны, полны энергии. Замечательны женские образы: героини Лопе де Веги обладают не меньшим душевным богатством, они не менее предприимчивы, умны и смелы, чем их партнеры. Бытовые комедии Лопе де Веги блещут остроумием. Специальными носителями комического начала являются слуги. Слуга-забавник («грасьосо») Лопе де Веги сплошь и рядом оказывается умнее, находчивее своего господина, которого он выручает из беды.

Пьесы Лопе де Веги, героями которых являются люди из народа, немногочисленны, но они очень значительны в художественном отношении. В его изображении самые скромные крестьяне или ремесленники по своему уму, энергии и нравственным качествам стоят ничуть не ниже аристократов. Им в такой же мере свойственны чувство собственного достоинства и чувство чести. В комедии «Разумный в своем доме» противопоставлены друг другу щеголеватый адвокат Леонардо и его сосед в деревне, крестьянин Мендо. Леонардо хочет научить Мендо хорошим манерам, но тот уклоняется от этого. Мораль пьесы выражена в словах Леонардо: «Счастлив крестьянин, который при свете луны возвращается от своего плуга, садится за свой скромный ужин ложится спать рядом со своей простодушной женой».

В нескольких пьесах изображаются столкновения между крестьянами и феодалами. Социальная проблематика здесь выдвинута у Лопе де Веги с наибольшей остротой.


Северное Возрождение