Высокое возраждение в Италии Неоплатонизм
Эль Греко

Архитектура севера Италии - Ломбардии и Эмилии. Проблема роли и значения Ломбардии в развитии романской архитектуры и скульптуры, вклада Эмилии в художественную эволюцию романского стиля (А.К. Портер). Особенности архитектурной школы, наиболее близкой к классической романике, французские влияния. Сант Амброджо в Милане - перестройка в романскую эпоху, добавление кампаниллы, связь с раннехристианской архитектурой в сохранении атриума. Сан Дзено в Вероне.

Итальянским скульпторам второй половины XVI века не удалось встать вровень с достижениями живописцев. Возможно, гигантская личность Микеланджело заслонила собой новые таланты в этом виде искусства, не дав им развиться, но более веской причиной нам представляется нежелание браться за разрешение новых масштабных пластических задач. «Антиклассический» этап маньеризма, представленный стилистической манерой Россо, не получил отражения'в скульптуре, в то время как другая стадия маньеризма, в которой упор делался на изящество исполнения, воплотилась в бесконечном множестве скульптурных произведений как в Италии, так и за ее пределами.

Челлини. Наиболее известным представителем этого стиля является флорентийский ювелир и скульптор Бенвенуто Челлини (1500—1571), который своей славой во многом обязан написанной им авантюрной автобиографии>Золотая солонка, созданная для короля Франции Франциска I (илл. 253) — единственное дошедшее до нас значительное произведение Челлини из драгоценного металла — наглядно показывает как достоинства, так и недостатки его искусства. Предназначение роскошной вещицы с изображением «беседы» для лонки изображены фигуры, соответствующие четырем временам года и четырем частям суток.

Таким образом, мастер придал изделию в целом космический смысл, сопоставимый с идеей гробниц Медичи (сравн. илл. 235), но при такой миниатюрности размеров идея Челлини воспринимается всего лишь 1«йГне лишенная любопытства забава. Он хочет поразить нас выдумкой и мастерством, очаровать изяществом исполнения фигур. Аллегорическое значение композиции — всего лишь предлог для демонстрации виртуозности мастера. Когда он сообщает нам, например, что согнутая и прямая ноги у Нептуна и Земли обозначают соответственно горы и равнины, то форма совершенно отрывается от содержания. При всем беспредельном восхищении Челлини искусством Микеланджело, созданные им здесь изящные образы напоминают удлиненные, гладкие и томные фигуры Пармиджанино (см. илл. 245).

Джованни Болонья. Чума 1522 года и разграбление Рима войсками Карла V привели к закату маньеризма и его перемещению за пределы Италии, где происходил следующий этап развития этого художественного стиля. В 1530 году Франциск I пригласил Россо во Францию для украшения дворца в Фонтенбло. За ним вскоре последовали Челлини и другие ведущие мастера маньеризма, и это привело к тому, что маньеризм стал преобладающим стилем XVI столетия во Франции. Влияние итальянских мастеров простиралось далеко за пределы королевского двора. Коснулось оно и Жана де Булоня (1529—1608), одаренного молодого скульптора из Дуэ на севере Франции, который около 1555 года отправился в Италию для продолжения учебы. Обосновавшись в Италии, он стал, под итальянским именем Джованни Болонья, самым влиятельным скульптором Флоренции последней трети XVI века. Его мраморная группа «Похищение сабинянок» (илл. 254), выполненная в размерах, превышающих натуральную величину, получила особую известность и до сих пор занимает почетное место у палаццо Веккио.

Джованни Болонья. Похищение сабинянок. Закончена в 1583 г. Мрамор. Лоджия деи Ланци, Флоренция Термин «маньеризм» был использован впервые для характеристики живописи этого периода. Нам не составило особого труда применить его и к скульптуре. Наглядным примером классицизма Палладио может служить один из его архитектурных шедевров — вилла Ротонда Виньоле и Делла Порта. Когда дело дошло до проектирования церковной архитектуры, то здесь успехи Палладио оказались менее впечатляющими. Из-за приверженности к античным ордерам ему не удавалось найти удачное решение базилики с классическим фасадом, хотя он был несомненно знаком с компромиссным вариантом церкви Альберти в Сант-Андреа

Общая характеристика и периодизация французского Возрождения

Возрождение во Франции имело для своего развития в основном те же предпосылки, что и в Италии. Однако в общественно-политических условиях обеих стран были существенные различия. Во Франции господствующим классом продолжало оставаться дворянство.

В пору роста французского абсолютизма буржуазия также очень усилилась. Часть буржуазии одворянилась, скупив земли разорившихся дворян. Она занималась главным образом ростовщической деятельностью. Одновременно наблюдается известное ослабление дворянства, которое принимает все меньше участия в хозяйственной жизни страны и ведет паразитарное существование. Тем не менее дворянство продолжает сохранять командные позиции.

Из всего этого вытекает некоторая отсталость французской буржуазии и слабое ее участие в гуманистическом движении. Гуманистические идеи нашли значительную поддержку в передовых кругах дворянства, соприкоснувшихся непосредственно с культурой Италии.

Сильное влияние Италии является одной из важнейших особенностей французского Возрождения. Быстрый расцвет гуманистической мысли совпадает с первой половиной царствования Франциска 1 (1515 – 1547). Итальянские походы очень расширили культурные сношения между двумя народами. Начался усиленный импорт итальянской ренессансной культуры во Францию. Появляются в большом количестве переводы Данте, Петрарки, Боккаччо и др. Во французский язык проникает большое число итальянских слов из области искусства, техники, военного дела, светских увеселений и т.п.

Параллельно шло углубленное изучение древности. Франциск 1 велел издать переводы сочинений Фукидида, Ксенофонта и др. Он заказал перевод поэм Гомера и убедил Амио начать его знаменитый перевод «Жизнеописаний» Плутарха.

Франциск 1 хотел лично возглавить французское Возрождение, чтобы направлять его и держать под своим контролем. В 1530 г. возник Коллеж де Франс, который сразу же стал цитаделью свободного гуманистического знания.

Вторым важнейшим моментом, определившим судьбы французского Возрождения, являются особые взаимоотношения его с Реформацией, в начале созвучной гуманизму, но затем резко с ним разошедшейся.

В истории французского протестантизма надо различат два периода – до середины 1530-х гг. и после. Первыми протестантами Франции были разрозненные интеллигенты гуманистического образа мысли. Выдающийся математик и эллинист Лефевр д′Этапль (1455 – 1537) выдвинул два положения, ставшие затем основными для протестантизма всех толков: 1) оправдание верой, 2) «священное писание» как единственная база религиозного учения.

Несколько последователей Лефевра было казнено, и ему самому пришлось на время бежать за границу. Казни протестантов и свободомыслящих гуманистов стали обычными явлениями.

В это самое время французский протестантизм вступает во вторую свою фазу. Его главой становится Жак Кальвин (1509 – 1564).

Буржуазная сущность Реформации отчетливо выступает в учении Кальвина, который рекомендует бережливость и накопление богатств, оправдывает ростовщичество и допускает даже рабство. Основой доктрины Кальвина являются два положения – о «предопределении» и о невмешательстве бога в жизнь мира, подчиненную незыблемым законам. Согласно учению о «мирском призвании» последователей Кальвина каждый должен стремиться извлечь из своей профессии как можно больше прибыли и выгоды. В учении о «мирском аскетизме» предписываются бережливость и умеренность в удовлетворении своих потребностей ради приумножения своего имущества.

Гуманизм имел некоторые пункты соприкосновения с обеими партиями (католики, протестанты), но еще больше расхождений. Многих гуманистов привлекала к католической партии идея национального единства (Ронсар и участники «Плеяды»), но большинство из них не могло мириться с узостью мысли и суевериями католицизма. От кальвинизма гуманистов отталкивала его буржуазная ограниченность, фанатизм. Но все же рационалистическая закваска кальвинизма, его героический дух, высокая нравственная требовательность привлекали к нему многих гуманистов (Аггриппа д′ Обинье, Маро).

Для писателей французского Возрождения по сравнению с раннесредневековыми авторами характерно чрезвычайное расширение горизонта, большой охват умственных интересов. Величайшие из них приобретают черты типичного для Ренессанса «универсального человека». Самый яркий пример – творчество и деятельность Рабле.

Типические черты – стихийный материализм, восприимчивость ко всему вещественному и чувственному, культ прекрасного, забота об изяществе формы. Рождаются новые жанры и трансформируются старые. Появляется колоритная и реалистически разработанная новелла (Маргарита Наваррская, Деперье), своеобразная форма сатирического романа (Рабле), новая манера в лирике (Маро, Ронсар, «Плеяда»), зачатки светской ренессансной драмы (Жодель), анекдотически-нравоописательный тип мемуаров (Брантом), гражданская обличительная поэзия (д′ Обинье), философские «опыты» (Монтень).

Для прозы французского Возрождения характерен широкий, реалистический подход к действительности. Образы более конкретны и индивидуальны.

Во французском Возрождении следует различать несколько этапов. В первой половине века происходит расцвет гуманистических идей, преобладает оптимизм. Во второй половине века в обстановке религиозных войн наблюдаются первые признаки сомнения и разочарования. Начиная с 1560-х гг. кризис гуманизма достигает полной силы, и литература отражает боевые схватки и брожение умов, углубленные искания.

Франсуа Вильон (1431 – 1463), представитель парижской студенческой поэмы в 1456 г., собираясь бежать из Парижа после одной совершенной им кражи, написал свою шуточное «Малое завещание». За последовавшие 6 лет бродячей жизни Вильон испытал немало невзгод. С исключительной откровенностью поэт рассказывает в «Большом завещании» о своих увлечениях и беспутствах, страданиях и пороках. Вильон – враг мистики и метафизики. Через его поэзию проходит идея тленности, гибели всякой красоты («Баллада о дамах былых времен»). Наиболее жуткое впечатление производит его «Баллада повешенных», написанная в тюрьме, в ожидании казни. Поэзия Вильона соткана из противоречия: это закат средневековья и преддверие Возрождения.


Северное Возрождение