Высокое возраждение в Италии Неоплатонизм
Эль Греко

Романский портал - образцовое воплощение стиля в скульптуре. Темы, композиционные и иконографические схемы и их варианты, система расположения фигур и орнамента. Важнейшая часть портала - тимпанная скульптура. Развитие в ней типа репрезентативной символической композиции, параллельно с апсидиальной. Их соотношение в образной структуре храма. Случаи преобладания эстетического принципа и технических проблем размещения композиции на поверхности стены над содержательной, иконографически выраженной, стороной (скульптура Сентонжа).

Неоплатонизм. В «Рождении Венеры» впервые со времен античности богиня изображена обнаженной, и ее поза напоминает классические статуи Венеры. Более того, сюжет картины трактован со всей серьезностью и даже торжественностью. Но разве могли существовать подобные образы во вре мена христианской культуры без того, чтобы художника и его покровителя не обвинили в возрождении язычества?

219. Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. Ок. 1480 г. Холст, темпера. 279 см. Галерея Уффици, Флоренция

Чтобы разобраться в этом парадоксальном явлении, мы должны понять смысл картины Боттичелли и рассмотреть использование классических сюжетов в искусстве Раннего Возрождения. В Средние века классическая форма стала независимой от сюжета. Живописцы и скульпторы могли заимствовать античные позы, жесты, типы и выражения лиц, но при одном условии — образ послуживший источником вдохновения, не должен был узнаваться. Поэтому древние философы превращались в апостолов, Орфей становился Адамом, а Геракл — Самсоном. Когда средневековым мастерам приходилось изображать языческих богов, они вместо существующих образцов брали за основу литературные описания. Кроме того, в средневековье классические мифы порой трактовались с нравоучительной точки зрения как аллегории христианских заповедей. Например, могли объявить, что похищенная быком Европа символизирует спасенную Христом душу. Но подобные туманные объяснения вряд ли могли служить достойным оправданием для возвращения языческим богам их былой красоты и силы. Для такого соединения христианской веры с древней мифологией требовался более основательный довод. Он был представлен философами-неоплатониками, самый выдающийся из которых, Марсилио Фичино, пользовался огромным авторитетом на рубеже XV и XVI столетий. Философия Фичино основывалась одновременно на мистицизме Плотина и на учении Платона. Он считал, что бытие вселенной, включая жизнь человека, направляется Богом посредством непрерывного круговорота духа в процессе его нисхождения в материю и восхождения обратно к Богу, а потому, откуда ни исходили бы откровения — из Библии, из трудов Платона или из античной мифологии — они едины. Подобным же образом он заявлял, что, поскольку красота, любовь и блажество являются разными стадиями одного и того же кругового движения, они также едины. Поэтому неоплатоники могли поочередно обращаться то к «небесной Венере» (т. е. к обнаженной Венере, рожденной из морской пены), то к Богоматери как источнику «божественной любви» (что означало познание божественной красоты). По представлениям Фичино, небесная Венера существует исключительно в сфере духа, в то время как ее двойник, обыкновенная Венера, вызывает в человеке чувство «земной» любви.

Архитектурный фон свидетельствует о том, что Мазаччо хорошо овладел сформулированными Брунеллески принципами нового зодчества и теорией научной перспективы Доменико Бенециано. Мазаччо умер слишком молодым (ему было всего лишь 27 лет) и не успел создать своей «школы», а стиль его письма казался слишком смелым, чтобы его могли немедленно подхватить современники. Работы этих художников, выполненные в основном в традиции интернациональной готики, лишь только несут на себе отпечаток влияния Мазаччо. В 1439 году во Флоренцию переезжает из Венеции талантливый художник Доменико Венециано Подобно Мазаччо, Доменико в своих работах придавал огромное значение цвету, и эта картина в равной степени замечательна и по колориту, и по композиции. После 1450 года флорентийский стиль стал развиваться в другом направлении. Об этом свидетельствует замечательная работа «Давид» (илл. 218), выполненная Андреа дель Кастаньо

Философия неоплатонизма и ее проявления в искусстве были, по-видимому, слишком сложны, чтобы получить распространение за пределами узкого круга ее высокообразованных приверженцев. Гирландайо. Пьеро ди Козимо был не единственным флорентийским живописцем, кто попал под влияние реализма нидерландских художников. К ним также относился Доменико Гирландайо (1449—1494), еще один современник Боттичелли.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ВО ФРАНЦИИ

Генезис французского Возрождения. Веяния Ренессанса обнаруживаются во Франции достаточно поздно, во второй половине XV в. (например, в анонимном сборнике «Сто новых новелл»), и первоначально носят отчетливый отпечаток итальянской культуры. При короле Франциске I, правившем Францией в 1515—1547 гг., в страну из Италии переезжают Леонардо да Винчи, Бенвенуто Челлини, итальянские архитекторы строят королевские замки в Блуа, Шамборе, Шенонсо, Фонтенбло, на французский язык переводятся произведения Данте, Петрарки, Боккаччо и др., итальянское влияние сказывается на развитии французского языка. Определенное воздействие на французскую культуру имело и Северное Возрождение. Однако довольно скоро Ренессанс во Франции обретает свои собственные национальные черты, базирующиеся на

' Эпистолярный жанр — переписка, задуманная или позже воспринятая как художественное произведение, предполагающее широкий круг читателей.

французской культурной традиции позднего Средневековья и Пред возрождения. Это заметно, например, в произведениях представителей «Беззаботных ребят» — парижского самодеятельного кружка, игравшего сотй — придуманный ими жанр драматургии, близкий к фарсу, отличавшийся от него аллегоричностью. Самым знаменитым произведением такого рода стала поставленная в 1512 г. «Игра о Принце дураков и Дурацкой матери» Пьера Гренгора (ок. 1475 — ок. 1539), которого Виктор Гюго изобразил под именем Гренгуар в своем романе «Собор Парижской Богоматери» (1831).

Раннее Возрождение. Раннее Возрождение, охватывающее первую половину XVI в., связано с формированием гуманистического движения. Появляются выдающиеся гуманисты-ученые: Белон — предшественник Кювье, впервые сопоставивший скелеты человека и птицы; Амбруаз Паре — один из создателей научной хирургии, основанной на опыте; Анри Этьен — филолог, знавший не только все европейские, но и ряд восточных языков. В возникновении новой литературы особую роль сыграл кружок сестры Франциска I Маргариты Наваррской (1492—1549), которая сама выступила как писательница — автор книги новелл «Гептамерон» (1542—1549) в духе «Декамерона» Боккаччо, поэтического сборника «Перлы жемчужины принцесс» (1547) и других произведений. Ее другом был крупнейший поэт этого периода Клеман Маро (1496—1544), соединивший традиции средневековых жанров рондо, баллады, кансоны и античных жанров идиллии, эклоги, эпиграммы, переведший на французский язык стихи Катулла, Вергилия, Овидия. Личным секретарем Маргариты Наваррской был Бо-навентюр Деперье (ок. 1500—1544) — вьщающийся гуманист, автор прославленных сатирических диалогов «Кимвал мира» (1537) в духе античного сатирика Лукиана, а также новелл в духе «Декамерона» Боккаччо и «Фацеций» Поджо. Новеллы Деперье вышли посмертно (в 1558 г.) под названием «Новые забавы и веселые разговоры». Ранний период отмечен появлением такой грандиозной фигуры, как Франсуа Рабле.

Высокое Возрождение. В середине века французский Ренессанс входит в стадию Высокого Возрождения, которая длится очень недолго. Из заметных явлений, свидетельствовавших о начале нового периода, можно назвать Лионскую школу поэтов (Морис Сэв, Луиза Лабе и др.).


Северное Возрождение