Высокое возраждение в Италии Неоплатонизм
Эль Греко

Романский портал - образцовое воплощение стиля в скульптуре. Темы, композиционные и иконографические схемы и их варианты, система расположения фигур и орнамента. Важнейшая часть портала - тимпанная скульптура. Развитие в ней типа репрезентативной символической композиции, параллельно с апсидиальной. Их соотношение в образной структуре храма. Случаи преобладания эстетического принципа и технических проблем размещения композиции на поверхности стены над содержательной, иконографически выраженной, стороной (скульптура Сентонжа).

Брунеллески. Хотя Донателло, безусловно, был величайшим и самым дерзновенным мастером своего времени, он не один выступал реформатором скульптуры эпохи Раннего Возрождения. Что же касается нового направления в итальянской архитектуре, то оно обязано своим появлением одному единственному человеку — Филиппо Брунеллески (1377—1446). Он был старше Донателло на 10 лет и тоже начинал как скульптор. Не выиграв в 1401— 1402 годах конкурс на создание рельефа для первых дверей флорентийского баптистерия, Брунеллески, по слухам, вместе с Донателло уехал в Рим. Там он изучал архитектурные памятники античности и, по- видимому, был первым, кто сделал их точные обмеры. Именно поиски метода для наиболее точной передачи на бумаге их облика, по всей вероятности, натолкнули Брунеллески на создание научной теории перспективы (см. стр. 221— 222). Мы не знаем, чем еще занимался он в течение долгого периода «созревания», но известно, что в 1417—1419 годах он опять состязался с Гиберти — на этот раз в конкурсе на сооружение купола Флорентийского собора (см. илл. 162). Купол был спроектирован на полвека раньше, но его огромные размеры представляли серьезную проблему для строительства. Предложения Брунеллески шли вразрез с установившейся практикой, но они произвели на всех настолько сильное впечатление, что на этот раз он одержал верх над своим соперником. Купол по праву может быть назван первым крупным достижением инженерной мысли в период Раннего Возрождения

В 1419 году, когда Брунеллески еще продолжал работать над планом сооружения купола, ему впервые было предложено построить здание полностью по своему собственному проекту. Заказ исходил от главы семейства Медичи, крупнейшего купца и банкира Флоренции, который обратился к архитектору с просьбой разработать новый проект для церкви Сан-Лоренцо. Но начатое в 1421 году строительство часто прерывалось, и поэтому работы над отделкой внутреннего убранства церкви были закончены только в 1469 году, уже после смерти архитектора (фасады так и остались незавершенными). Тем не менее, здание дает нам полное представление о замысле Брунеллески (илл. 210, 211). На первый взгляд может показаться, что план не отличается новизной. Неперекрытые сводами центральный неф и трансепт придают этому храму сходство с церковью Санта-Кроче (см. илл. 161). Но его отличает другой принцип расположения всех частей. В основе архитектурной композиции лежат квадраты: четыре больших образуют хоры, средокрестие и крылья трансепта; еще четыре объединены в центральный неф; остальные квадраты, составляющие 1/4 от больших, образуют боковые нефы и примыкающие к трансепту капеллы (в первоначальный проект не входили прямоугольные капеллы с внешней стороны боковых нефов). Однако, можно заметить некоторые отклонения от этого плана. Так, например, длина крыльев трансепта немного больше, чем их ширина, а длина центрального нефа не в 4, а в 4,5 раза больше его ширины. Эти очевидные несоответствия легко объясняются: при создании проекта Брунеллески не учитывал толщину стен. Говоря другими словами, он замыслил церковь Сан-Лоренцо как объединение абстрактных «пространственных блоков», размеры самых крупных из которых являются кратными выбранной за основу единице. Теперь мы можем оценить прогрессивность Бурнеллески, так как подобное четкое членение внутреннего пространства церкви на отдельные ячейки знаменовало решительный отход от принципов готической архитектуры.

Если Микеланджело являл собой пример гения- одиночки, то Рафаэль (1483—1520) относился к совершенно противоположному типу художников: он был открыт миру. Гений Рафаэля обладал необыкновенной способностью к синтезу, что позволило ему, объединив достижения Леонардо и Микеланджело, создать искусство, проникнутое одновременно лиризмом и драматизмом, поражающее богатством использованных живописных средств и скульптурной моделировкой форм Различие между искусством Раннего и Высокого Возрождения, столь ярко проявившееся во Флоренции и Риме, было менее явным в работах венецианских художников. Джорджоне, первый венецианский живописец нового XVI столетия, только в последние годы своего короткого жизненного пути сумел выйти из-под влияния искусства Джованни Беллини. Тициановское полотно «Вакханалия», написанное около 1518 года (илл. 240), является откровенно языческим по духу и было вдохновлено встреченным у античного автора описанием подобного празднества.

Что же касается нового направления в итальянской архитектуре, то оно обязано своим появлением одному единственному человеку — Филиппо Брунеллески Церковь Сан-Лоренцо во Флоренции. 1469 г. 211. План церкви Сан-Лоренцо После смерти Брунеллески в 1446 году на передний план выдвинулся Леон Баттиста Альберти (1404—1472), который, подобно своему предшественнику, довольно-таки поздно обратился к архитектуре на практике Джулиано да Сангалло. Церковь Санта-Мария делле Карчери в Прато Флоренция Мазаччо. Живопись Раннего Возрождения появилась только в начале 1420-х годов — через десятилетие после создания «Св. Георгия» Донателло и почти через шесть лет после того, как Брунеллески завершил первый проект для церкви Сан-Лоренцо

ВОЗРОЖДЕНИЕ В ИТАЛИИ

Раннее Возрождение в Италии

На XIV в. в Италии приходится Раннее Возрождение (Треченто). Следующее после Данте поколение деятелей итальянской культуры формулирует новые ценности — идеи гуманизма. Уникальной чертой итальянского Ренессанса является выдвижение наиболее значительных писателей именно на ранней стадии, в XIV в., называемом по-итальянски Треченто. Это были Петрарка и Боккаччо.

Петрарка

Франческо Петрарка (1304—1374) — первый европейский гуманист, родоначальник новой европейской поэзии. Персональная модель Петрарки породила такое влиятельное явление, как пет-раркизм.

Биография. Отец поэта Пьетро ди Паренцо, по прозвищу Пет-ракко дель Инчиза, был представителем партии белых гвельфов и вместе с Данте в 1302 г. был изгнан из Флоренции. 20 апреля 1304 г. в Ареццо у него родился сын, названный Франческо (впоследствии взявший в качестве поэтического имени латинизированное прозвище отца — Петрарка). Когда в Пизе собрались белые гвельфы, чтобы поддержать борьбу императора Генриха VII против Флоренции, семилетний Петрарка, оказавшийся там вместе с родителями, единственный раз в жизни видел Данте. По настоянию отца Петрарка получает юридическое образование сначала в университете Монпелье, потом в Болонском университете, но юриспруденцией не интересуется, а читает античных классиков. Как рассказывал сам поэт, его отец, разгневанный этим, бросил в огонь книги античных авторов, но, смягчившись слезами сына, вытащил из огня сочинения Вергилия и «Риторику» Цицерона со словами: «Хорошо, пусть одна из этих книг поможет твоим трудам, а другая — досугу». Позже Петрарка называл Цицерона своим отцом, а Вергилия — братом. В 15 лет Петрарка пишет стихотворение на латинском языке, посвященное смерти матери, — его первое дошедшее до нас произведение.

В Авиньоне 6 апреля 1327 г. во время утренней мессы в церкви Св. Клары Петрарка впервые увидел прекрасную юную даму по имени Лаура, которую безответно полюбил на всю жизнь и воспел в своих стихах, вошедших в «Книгу песен» — самое знаменитое его произведение. Очевидно, это была Лаура де Новее, жена рыцаря Гуго де Сада, хотя спор о том, кто была Лаура и была ли она вообще, шел несколько столетий и не имеет окончательного решения. Вскоре Петрарка вступает в духовное сословие и становится «застольным капелланом» кардинала Джованни Колонна, выполняет различные поручения в Париже, Льеже, Кельне, Лионе (позже посещает Рим и печалится по поводу его упадка).

Петрарка начинает осознавать величие человека прежде всего через себя. Так, 24 апреля 1336 г. он вместе с братом Герардо поднимается на одну из альпийских вершин — Ветреную гору (Мон-те Вентозо, высота — 1912 м) только для того, чтобы увидеть мир с вышины и насладиться красотами природы (став своего рода первым европейским туристом). При этом для него важны культурные ассоциации: он руководствуется описанием восхождения царя Филиппа на гору Гем, откуда открывался вид сразу на Черное и Адриатическое моря. Восхождение было описано античным историком Титом Ливием, чьи сочинения незадолго до этого Петрарка критически отредактировал. На вершине горы поэт читает «Исповедь» Августина Блаженного.


Северное Возрождение