Создание полигона История открытия Арктики Петербургская академия наук Экспедиция Бэра Новоземельская экспедиция стории полярного мореплавания

Другой фактор радиоактивного загрязнения районов Арктики – ликвидация жидких и твердых ядерных отходов, которую проводят здесь различные ведомства и в первую очередь – Министерство обороны. Кроме того, отслужившие свой срок атомные подводные лодки и другие корабли Северного флота необходимо утилизировать. В течение длительного времени СССР производила утилизацию жидких радиоактивных отходов, контейнеров с РАО, реакторов с невыгруженным ядерным топливом и даже целых отсеков подводных лодок и гражданских судов в Се­верном Ледовитом океане, преимущественно в глубоководных впадинах Баренцева и Карского морей, вблизи архипелага Новая Земля.

СОЗДАНИЕ ПОЛИГОНА НА НОВОЙ ЗЕМЛЕ

Окончательное постановление Совета Министров СССР о проведении первого испытания на Новой Земле было принято 25 августа 1955 года. Задача личного состава полигона состояла в регистрации параметров ядерного взрыва и фиксации поведения военно-морской техники во время взрыва. Обслуживание измерительной аппаратуры велось прикомандированными специалистами и сотрудниками полигона.

На каждом корабле производились замеры:

•  избыточного давления во фронте воздушной и подводной ударных волн (методы и приборы измерения параметров ударных волн в воздухе и в воде совершенно разные);

•  времени положительной фазы действия ударной волны;

импульса давления на разных глубинах;

•  светового импульса;

•  суммарной дозы радиационного облучения;

•  максимального крена корабля от воздушной ударной волны и поверхностных волн на воде.

Если пользоваться терминологией строительной механики корабля, то с помощью этих измерений получали “внешние силы”.

Для определения поведения опытных кораблей во время взрыва на них устанавливалась аппаратура: фотоаппараты АФА и скоростной съемки АКС-1, осциллографы ПОБ-14 и МПО-2, тензометрические станции, тензодатчики, электродинамические прогибомеры, механические царапающие измерители прогибов - для определения величины деформаций и напряжений в конструкциях корпуса; аппаратура для записи величины ускорений на механизмах. Корабельная измерительная аппаратура дала много ценной информации о судовых конструкциях во время взрыва и о самом взрыве. Именно фотоаппараты соседнего корабля с близкого расстояния зафиксировали быстрый подъем в воздух эсминца “Реут” от воздействия султана, его падение в воду и погружение.

Особо следует отметить аппаратуру, связанную с измерениями в водной среде. Параметры подводной ударной волны записывали: осциллографы ПИД-8, механические индикаторы давления МИД-8, импульсомеры механические ИМ-10, пьезометрические измерители давления ПИД-10, измерители давлений полупроводниковые с запоминанием ИДПЗ-1. В опыте измерялись параметры базисной волны, столь опасной для личного состава кораблей. Записывались и поверхностные волны, оказавшиеся грозным фактором для прибрежных инженерных сооружений.

Сверхмощные ядерные взрывы

В настоящее время в Мурманской и Архангельской областях скопилось большое количество выведенных из состава ВМФ атомных подводных лодок (АПЛ), подлежащих утилизации. В регионе фун­кционируют 5 предприятий, занимающихся утилизацией АПЛ (здесь скопилось большое количество РАО), а также две береговые техни­ческие базы Северного флота, где хранится отработанное ядерное топливо. Многие из АПЛ с невыгруженным отработанным ядерным топливом проржавели и могут затонуть. В настоящее время выведе­но из состава ВМФ 180 АПЛ, а утилизировано лишь 20. На судах специального назначения, береговых базах Северного флота и судоре­монтных заводах скопилось 7000 м3 жидких РАО (в том числе 300 м3 высокоактивных), более 12000 м3 твердых РАО общей ак­тивностью 5000 Ки (в том числе 876 м3 высокоактивных).