Ядерные испытания Технологии ядерных испытаний Ядерное разоружение Чернобыльская катастрофа Чернобыль как это было Тоцкие войсковые учения

Специфической особенностью облученного населения является преобладание лиц молодых возрастов и имеющих наибольший риск смерти от радиогенных злокачественных новообразований. Разные виды злокачественных новообразований имеют различный период смертности от момента воздействия: для лейкозов - 10-15 лет, для рака органов дыхания - 15-20, рака молочной железы - 35-40, рака органов желудочно-кишечного тракта - 45-60, для остальных раков - 40-55 лет. По отношению к спонтанному уровню всех раков радиогенный рак составляет 63% у мужчин и 100% у женщин

Ядерные испытания в СССР Оглавление

ГЛАВА 6

ТОЦКИЕ ВОЙСКОВЫЕ УЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ АТОМНОЙ БОМБЫ


6.2   ВОЙСКОВЫЕ УЧЕНИЯ 1954 ГОДА


 
Сообщение ТАСС

В соответствии с планом научно-исследовательских и экспериментальных работ в последние дни в Советском Союзе было проведено испытание одного из видов атомного оружия. Целью испытания было изучение действия атомного взрыва. При испытании получены ценные результаты, которые помогут советским ученым и инженерам успешно решить задачи по защите от атомного нападения.
("Правда", 17 сентября 1954 г.)



Наличие ядерного оружия, обладающего огромной разрушительной силой и специфическими поражающими факторами: ударной волной, световым излучением, проникающей радиацией, радиоактивным заражением местности, потребовало пересмотра сложившихся способов ведения боевых действий, пересмотра структуры экономики страны и повышения ее живучести, защиты населения в небывалых масштабах.

Войсковое учение с применением атомного оружия состоялось 14 сентября 1954 г., после принятия Правительством СССР решения о развертывании подготовки Вооруженных Сил к действиям в условиях реального применения вероятным противником ядерного оружия. Принятие такого решения имело свою историю. Первые предложения по этому вопросу на уровне ведущих министерств страны относятся к концу 1949 г. Это было обусловлено не только успешно проведенными ядерными испытаниями в Советском Союзе, но и влиянием американских средств массовой информации, снабжавших нашу внешнюю разведку сведениями о том, что вооруженные силы и гражданская оборона США активно проводят подготовку к действиям в условиях применения ядерного оружия в случае возникновения вооруженного столкновения. Инициатором подготовки предложений о проведении учения с применением ядерного оружия выступило Министерство обороны СССР {в то время Министерство Вооруженных Сил) по согласованию с министерствами атомной энергии {в то время Первым главным управлением при Совете Министров СССР), здравоохранения, химической и радиотехнической промышленности СССР. Непосредственным разработчиком первых предложений был Специальный отдел Генерального штаба Вооруженных Сил СССР {В.А.Болятко, А.А.Осин, Е.Ф.Лозовой). Руководил разработкой предложений заместитель министра обороны по вооружению маршал артиллерии Н.Д.Яковлев.

Первое представление предложения по учению было подписано Маршалом Советского Союза А.М.Василевским, Б.Л.Ванниковым. Е.И.Смирновым. П.М.Кругловым, другими ответственными лицами и направлено заместителю Председателя Совета Министров СССР Н.А.Булганину. За пять лет (1949-1953) было разработано более двадцати представлений, которые направлялись в основном Н.А.Булганину, а также Л.М.Кагановичу, Л.П.Берии, Г.М.Маленкову и В.М.Молотову.

29 сентября 1953 г. вышло постановление Совета Министров СССР, положившее начало подготовке Вооруженных Сил и страны к действиям в особых условиях. Тогда же по представлению В.А.Болятко Н.А.Булганиным был утвержден к изданию перечень руководящих документов, ранее разработанный Шестым управлением Министерства обороны. В перечень, в частности, входили: Справочник по ядерному оружию, пособие для офицеров "Боевые свойства ядерного оружия", "Наставление по ведению операций и боевых действий в условиях применения ядерного оружия", "Наставление по противоатомной защите", "Руководство по защите городов", "Руководство по медицинскому обеспечению", "Руководство по радиационной разведке", "Руководство по дезактивации и санитарной обработке" и "Памятка солдату, матросу и населению по защите от атомного оружия". По личному указанию Н.А.Булганина в месячный срок все перечисленные документы были изданы Воениздатом и доставлены в группы войск, военные округа, округа противовоздушной обороны и на флоты. Одновременно для руководящего состава армии и флота был организован показ специальных фильмов по испытаниям ядерного оружия.

Практическая проверка новых взглядов на ведение войны началась с войсковых Тоцких учений с применением реальной атомной бомбы, созданной учеными и конструкторами КБ-11 (г.Арзамас-16).

В 1954 году стратегическая авиация США имела на вооружении более 700 атомных бомб. США провели 45 ядерных испытаний, включая 2 ядерные бомбардировки японских городов Хиросимы и Нагасаки. Применения атомного оружия и меры защиты от него были широко проверены не только на полигонах, но и на войсковых учениях армии США.

К этому времени в СССР было проведено только восемь испытаний атомного оружия. Изучены результаты атомной бомбардировки авиацией США японских городов Хиросимы и Нагасаки в 1945 году. Характер и масштабы поражающего действия этого грозного оружия были достаточно известны. Это позволило разработать первые инструкции по вопросам ведения боевых действий в условиях применения атомного оружия и способам защиты войск от поражающего действия атомных взрывов. С точки зрения современных представлений изложенные в них рекомендации во многом верны и сегодня.

В этих условиях было крайне необходимо в интересах совершенствования противоатомной защиты войск, проверки расчетных нормативов по поражению атомным оружием техники и вооружения провести учение с максимальным приближением к боевой обстановке. Осуществление такого замысла было продиктовано также стремлением не отстать в подготовке Вооруженных Сил СССР от армии США.

Для проведения учений были сформированы сводные войсковые части и соединения, представляющие все рода войск из различных районов страны. В дальнейшем эти части должны были передать полученный опыт тем, кто не принимал участия в учениях.

Всего для участия в учениях было привлечено около 45 тысяч человек личного состава, использовано 600 танков и самоходно-артиллерийских установок, 500 орудий и минометов, 600 бронетранспортеров, 320 самолетов, 6 тысяч тягачей и автомобилей.

В учениях приняло участие руководство всех родов войск и флота, командование всех групп войск, военных округов, округов противовоздушной обороны, флотов и флотилий. Были приглашены министры обороны дружественных нам стран.

Местом проведения учения был выбран полигон сухопутных войск, расположенный в Оренбургской области, севернее поселка Тоцкое, в малонаселенной местности, характерной по рельефу и растительности не только для Южного Урала, но и для ряда районов Европейской части СССР и других стран Европы.

Войсковое учение на тему "Прорыв подготовленной тактической обороны противника с применением атомного оружия" было назначено на осень 1954 года. На учениях применялась атомная бомба мощностью 40 кт, испытанная на Семипалатинском испытательном полигоне в 1951 году. Руководство учением было возложено на Маршала Советского Союза Г.К.Жукова (в то время заместитель министра обороны). В подготовке и ходе учения принимало активное участие руководство Министерства среднего машиностроения СССР во главе с В.А.Малышевым, а также ведущие ученые - создатели ядерного оружия И.В.Курчатов, К.И.Щелкин и др.


Маршал Г.К. Жуков

Основной задачей в подготовительный период являлась боевая слаженность войск и штабов, а также индивидуальная подготовка специалистов по родам войск для действий в условиях реального применения атомного оружия. Обучение войск проводилось по специальным программам, рассчитанным на 45 дней. Само учение длилось один день. Различные виды тренировок и специальных занятий были организованы на местности, сходной с районом учения. Во всех без исключения воспоминаниях участников учения отмечается интенсивная боевая учеба, тренировки в средствах защиты, инженерное оборудование района, в общем, нелегкий армейский труд, в котором участвовали и солдат, и маршал.

Для наступающей стороны была поставлена задача: "Прорыв стрелковым корпусом подготовленной тактической обороны противника с применением атомного оружия", для обороняющейся стороны -"Организация и ведение обороны в условиях применения атомного оружия".

Общие цели учения были следующими.

Исследовать воздействие взрыва атомной бомбы среднего калибра по участку заранее подготовленной обороны, а также на вооружение, военную технику, животных. Установить степень защитных свойств различных инженерных сооружений, рельефа местности и растительного покрова от воздействия атомного взрыва.

Изучить и практически проверить в условиях применения атомной бомбы:

Изучить и показать один из возможных вариантов подготовки и ведения наступления из положения непосредственного соприкосновения с противником, без отвода своих войск с первой позиции на время атомного удара.

Надо было обучить личный состав армии - рядовых и командиров, как практически действовать в наступлении и обороне во фронтовой полосе при применении атомного оружия своими войсками или противником. Дать войскам почувствовать "дыхание и всю картину атомного взрыва".

Учение планировалось провести в два этапа: