Искусство России рубежа XIX-XX веков Живопись и архитектура

Атомные станции России
Смоленская АЭС
Курская АЭС
Калининская АЭС
Кольская АЭС
Ростовская АЭС
Нововоронежская АЭС
Ленинградская АЭС
Билибинская АЭС
Белоярская АЭС
Балаковская АЭС
Безопасность АЭС
Экология
Модернизация АЭС
Перспективы
Соцкультбыт
Типы атомных станций
  • с реакторами РБМК 1000
  • с реакторами ВВЭР
  • с реакторами БН-600
  • Атомная энергетика
    Первая в мире атомная электростанция
    Юбилей Атомной энергетики
    Российские атомные ледоколы
    Ядерные реакторы
     
  • Ядерные топливные циклы
  • Безопасность АЭС
  • История атомной энергетики
  • Канальный кипящий графитовый реактор
  • Реакторы водо-водяного типа
  • Реакторы на быстрых нейтронах
  • Сравнение различных типов энергетических
    ядерных реакторов
  • Реакторы третьего поколения ВВЭР-1500
  • Безопасный быстрый реактор РБЕЦ
  • Энергетическая установка ГТ-МГР
  • ВАО АЭС
  • Импульсные реакторы 
  • Реактор БИГР (быстрый
    импульсный графитовый реактор)
  • Атомные батареи в космосе
  • Излучатели нейтронов
  • Изотопные источники электронов
  • Первый бетатрон для ускорения
    электронов
  • Альтернативная энергетика
    Курсовые проекты по ядерным реакторам
    Испытания ядерного оружия
     
  • Ядерные испытания том 1
  • Ядерные испытания том 2
  • Ядерное разоружение
  • Ядерное оружие
  • Ядерные испытания в Артике
     
  • Арктический ядерный полигон
  • Создание полигона
  • Подводные ядерные взрывы
  • Испытание оперативно-тактической
    ракеты
  • Аварии на ядерных реакторах
     
  • Чернобыльская катастрофа
  • Чернобыльская АЭС
  • Космические ядерные аварии
  • Курс Атомная энергетика
    Книга Укращение ядра
    Теплоэнергетика
    Малая теплоэнергетика
    Машиностроительное черчение
    и инженерная графика
    Приемы выполнения графических работ
    Инженерная графика
    Разъемные и неразъемные соединения
    Виды соединения деталей
    Работа в AutoCAD при выполнении чертежа
    Инженерная графика
    Аксонометрическая проекция
    Техническое черчение
    Компас-3d
    Лабораторные работы
    и задачи по электротехнике
    Трехфазные цепи
    Методы расчета электрической цепи
    Соединение нагрузки треугольником
    Преимущества трезфазных систем
    Расчет симметричных режимов работы
    трехфазных систем
    Расчет разветвленных однофазных цепей
    Расчет разветвленной магнитной цепи
    Математика
    Математика решение задач
    Линейная алгебра
    Дифференциальное исчисление
    Дифференциальные уравнения
    Теория вероятностей
    Математический анализ
    Геометрический смысл производной
    Числовые ряды
    функции комплексного переменного
    Вычислить интеграл Задачи и примеры
    Поверхностные и кратные интегралы
    Физические задачи

    Билеты к экзамену по высшей математике

    Компьютерная математика Mathematica
    Maple
    Матричная лаборатория MATLAB
    Физика
  • Электротехника
  • Кинематика, динамика, термодинамика
  • Электростатика, Магнетизм
  • Волновая и квантовая оптика
  • Физика в конспективном изложении
  • Законы геометрической оптики
  • Механизм ядерных реакций
  • Электромагнитные колебания
  • Ядерная физика
  • Строение и общие свойства атомных ядер
  • Модели атомных ядер
  • Радиоактивные превращения ядер
  • Ядерные реакции
  • Деление ядер
  • Курс Физика ядра и частиц
  • Сопротивление материалов
    Лабораторные работы по сопромату
  • Исследовать рабочую систему
    механизма редуктора
  • Лабораторные работы по сопромату
  • Содержание и задачи курса
    сопротивление материалов
  • Техническая механика
  • Балочные системы
  • Чертежи
  • Основные типы подшипников качения
  • Дизайн
     
  • Дизайн в промышленности
  • Западный и российский дизайн
  • История дизайна
  • Эргономика
  • Архитектура и проектирование
    промышленных изделий
  •  
    История искусства
    Техника иконописания
    Сюжеты древнерусской живописи
    Баухауз
    Информатика
    Информатика
    Турбо Паскаль
    Visual Studio
    Visual Foxpro
    Visual Basic
    CorelDRAW

    Новая технология .NET

     

    «Конец века» - «fin de siecle» особое состояние мира и человека на рубеже XIX и XX веков. Изменение архетипов времени, пространства, места человека в мире.

    Мироощущение переломного времени: «В 1898-1901 годах мы знали твердо: идет гроза; будет гром; но будут и ослепительные зори: зори в грозе. Это было знанием рубежа»1.

    Рождение нового века воспринималось многими как явление исключительное, знаменующего конец исторического цикла и начало совершенно новой эпохи. По словам А. Блока, «уже январь 1901 года стоял под знаком совершенно иным, чем декабрь 1900 года… самое начало столетия было исполнено существенно новых знамений и предчувствий». Ждали «неслыханных перемен», Нового Откровения, конца старого мира.

    Эпоха расцвета и творческого подъема в русской культуре. «В эти годы России было послано много даров», «появились души очень чуткие ко всем веяниям духа». Поворот от замкнутого круга земной жизни к трансцендентному миру, «раскрылись глаза на иные миры, на иное измерение бытия».

    «Величайшие подъемы духовного творчества, - писал Н. А. Бердяев, - связаны были с признанием существования иного мира, независимо от того, в какой форме это признавалось. Исключительная посюсторонность делает жизнь плоской. Замкнутость в имманентном круге этого мира есть закрепление конечности, закрытие бесконечности. Но творческий акт человеческого духа есть устремление к бесконечности, к трансцендентному…»2

    Центром духовных и творческих исканий стали в это время Москва и Петербург. Религиозно-философские общества, литературно-художественные объединения, выставки, журналы, литературные салоны, издательства.

    Особым явлением этого периода стало появление большого количества художественных объединений, которые возникали вокруг каждой выставки, вырастали из кружков, группировались вокруг литературных, художественных публичных периодических изданий, меценатов.

    Самыми крупными объединениями этого периода рубежа XIX - XX веков стали «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза» и «Бубновый валет».

    Целью данной работы будет: изучить художественные объединения рубежа XIX-XX веков и охарактеризовать их, выявив отличительные черты каждого объединения, а в итоге выяснить, какое влияние оказали художественные объединения на развитие русского искусства. Но исследование будет не полным, если не охарактеризовать основные направления, течения искусства, которые возникали и в которых работали деятели искусства на рубеже XIX - XXвв.

    Искусство рубежа XIX-XX веков

    Конец XIX в. в европейских странах и США — время стремится технического прогресса. Но могло показаться, что в «процветающем» индустриальном обществе материальные ценности возобладай духовными, а рационализм и расчёт — над живыми чувствами. Реалистическое искусство видело свою задачу лишь в точном отображении окружающей жизни.

    Именно тогда в кругу французских поэтов, в числе которых были Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме, родилось новое художественное течение — символизм (от греч. «симболон» — «знак», «символ»), ведущий искусство в мир мечты и фантазии, видений и грёз. Ведь в основе художественного творчества, по мнению символистов, должно лежать не раж следование реальной форме, а стремление проникнуть в то, что скрывается за этой формой, в тайную, непознаваемую разумом сущность явлений «изначальную идею».

    Искусство, утверждали символисты, это идеи, облечённые в форму символов. Таким образом, художественный символ служит средством выражения и изображения смысла, выходящего за пределы обыденного« Художник открывает его интуитивно, в момент творческого озарения

    Возникнув в литературной среде, символизм вскоре захватил театр, музыку, живопись и превратился в широкое культурно-философское направление. Символизм черпал вдохновение в религии и мифологии, истории и народном творчестве. И конечно же, в самой природе.

    Искусство Западной Европы

    Архитектура

    Отто Вагнер - Майолик-хауз

    Адольф Лоос - Дом Штейнера

    Йозеф Оль брих - Здание Сецессиона

    Август Эндель - Фотоателье «Эльвира»

    Йозеф Хофман - Дворец Стокле

    Чарлз Ренни Макинтош - Школа искусства

    Луис Салливен - Небоскреб Гаранти-биллинг

    Антони Гауди (1852-1926)

    Дом Висенса

    Дом Капричо

    Дворец Гуэль

    Усадьба Гуэль. Ворота

    Парк Гуэль

    Дом Батло

    Дом Мила

    Церковь Саграда Фамилия

    Церковь Саграда Фамилия. Фрагменты (1)

    Церковь Саграда Фамилия. Фрагменты (2)

    Виктор Орта (1861 — 1947)

    Дом Тасселя

    Дом Сольве

    Народный дом

    Анри Ван де Велде (1863-1957)

    Дом «Блюмемверф»

    Квартира Кесслера

    Фолькванг-музей

    Школа искусств и ремёсел

    Вилла Хохенхоф

    Театр Веркбунда

    Музей Крёллер-Мюллер

    Эктор Гимар (1867—1942)

    Петер Беренс (1868-1940)

    Турбинная фабрика

    Посольство Германии

    Газовая фабрика

    Живопись

    Антуан Бурдель (1861-1929)

    «Голова Аполлона»

    «Геракл, стреляющий из лука»

    «Пенелопа»

    «Сафо»

    «Победа»

    Аристод Майоль (1861-1944)

    «Леда»

    «Средиземное море» («Мысль»)

    «Скованная свобода»

    «Флора» и «Иль-де-Франс»

    «Памятник Полю Сезанну»

    «Гора» и «Река»

    Основные стилистические направления и течения искусства на рубеже XIX – XX веков. Синтез искусств


    СИНТЕЗ ИСКУССТВ - органичное соединение разных искусств или видов искусства в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека. Это понятие подразумевает создание качественно нового художественного явления, не сводимого к сумме составляющих его компонентов. Их идейно-мировоззренческое, образное и композиционное единство, общность участия в художественной организации пространства и времени, согласованность масштабов, пропорций, ритма порождают в искусстве качества, способные активизировать его восприятие, сообщать ему многоплановость, многогранность развития идеи, оказывать на человека многостороннее эмоционально насыщенное воздействие, обращаясь ко всей полноте его чувств. Этим определяются большие социально-воспитательные возможности синтеза искусств.
    АВАНГАРДИЗМ - условное наименование различных художественных направлений в искусстве XX века для которых характерно стремление к коренному изменению принципов и традиций художественной практики - кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, абстрактное искусство, аналитическое искусство, лучизм, конструктивизм, кубофутуризм, супрематизм, концептуализм, минимализм, постмодернизм, поп-арт и др. Авангардисты стремятся к новым средствам выражения и формам произведений. Некоторый спад авангардизма произошел перед второй мировой войной. После ее окончания происходит оживление авангардистских тенденций, возникает неоавангардизм.

    АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО (АБСТРАКЦИОНИЗМ) - беспредметное искусство, нонфигуративное искусство, направление художественного творчества, не использующее изображение окружающего мира в привычных формах. Предметы и свои эмоции абстракционисты передают с помощью определенных элементов художественной формы (цветовое пятно, линия, фактура, объем). Неизобразительные картины сложно организованы по ритмике и цвету. Абстрактное искусство возникло в 1910-13 гг. в ходе расслоения кубизма, экспрессионизма, футуризма. В России абстрактное искусство после Октябрьской революции развивалось как андерграунд. С 1990 г. оно выступает на одном уровне с другими формами художественного творчества.

    ИМПРЕССИОНИЗМ - направление в искусстве XIX - начала XX вв. Появилось во Франции после выставки 1874 г., на которой была экспонирована картина К. Моне "Впечатление. Восходящее солнце". В своих картинах импрессионисты стремятся запечатлеть как бы случайно пойманный взглядом преходящий момент непрерывного течения жизни, сохранить свежесть первого впечатления. Под влиянием французского импрессионизма сложилось творчество таких русских художников, как К. А Коровин, В.А. Серов, Н.Э. Грабарь и др.

    КУБИЗМ - модернистское течение, возникшее в первой четверти XX в. Отказавшись от традиционного реалистического искусства, представители направления обратились к первичным элементарным формам (куб, шар, цилиндр, конус), конструировали объемные формы на плоскости. Сильное влияние на развитие кубизма оказали Писассо, Брак, Грис. В России кубизмом увлекались Малевич, Татлин и др.

    КУБОФУТУРИЗМ - течение в русском искусстве 1910-х гг., возникшее на стыке живописи и литературы. Поэты-футуристы активно сотрудничали с художниками-кубистами. В результате выпущен ряд поэтических сборников, оформленных художниками этого течения. Главные фигуры кубофутуризма в России - Д Бурлюк, Маяковский, Хлебников, Каменский и др.

    ЛУЧИЗМ - один из ранних опытов авангардной живописи. Создатель течения - Ларионов - изложил его теорию в брошюре "Лучизм" (1913). По мнению Ларионова, художник должен выявить форму, которая получается от пересечения лучей, исходящих от различных предметов. Лучи, как правило, изображались цветными линиями. Течение предшествовало беспредметному искусству, конфигуративной живописи, вызывало природные ассоциации, но не более того - живописного направления из лучизма не получилось.

    МОДЕРН (фр. moderne - новеиший, современный) - стиль в искусстве рубежа XIX-XX вв В идеале модерн должен был стать единым стилем жизни общества, создать вокруг человека единую эстетическую среду (от архитектуры жилища до деталей костюма). Одним из основных выразительных средств в искусстве модерна был орнамент, часто растительный, пронизанный экспрессивным ритмом, подчиняющий себе композицию произведения. Большое развитие в модерне получила графика - книжное дело, плакаты. В России на примере Абрамцевского кружка можно увидеть программный универсализм художников, работавших в стиле модерн: они одновременно могли быть и декораторами, и графиками, и керамистами и живописцами и скульпторами.

    СИМВОЛИЗМ - направление в европейской художественной культуре на рубеже XIX-XX вв. Реальности символизм противопоставлял мир видений и грез. Универсальным инструментом для познания считался символ, порожденный поэтическим прозрением и выражающий сокровенный, мистический смысл явлений. Символизм обрел стилистическое обоснование в модерне, стал определяющим элементом его художественной программы. Наиболее яркими явлениями в символизме стали картины Врубеля, Борисова-Мусатова, раннего Петрова-Водкина.

    СУПРЕМАТИЗМ - условное наименование направления в авангардизме, созданного в середине 1910-х гг. в России Малевичем. Основная задача течения - выражение высшей, абсолютной реальности в простых формах. Картину Малевича "Черный квадрат" считают изобразительным манифестом супрематизма. Как разновидность абстрактного искусства супрематизм воплощался в сочетаниях простейших разноцветных и разновеликих геометрических фигур, образующих пронизанные внутренним движением и гармонически уравновешенные композиции.

    ФУТУРИЗМ - одно из авангардистских течений начала XX в. Особенно ярко проявилось в поэзии и живописи Италии и России. Основная идея футуризма - отрицание художественного наследия прошлого, традиционной культуры во всех ее проявлениях и провозглашение необходимости создания "искусства будущего" - наступающей эпохи индустриализма, техники, высоких скоростей и темпов жизни. Стилистика складывалась под влиянием французского кубизма. Футуристы прибегали к эксцентричным манифестациям и провоцирующим жестам; в их шумных выступлениях зарождался акционизм как форма авангардистского искусства. В России футуризм проявился главным образом в поэзии, в живописи существовало направление кубофутуризма (Д. Бурлюк, Розанова).

    Живопись

    Модерн и символизм в живописи и графике

    Обри Бердсли (1872—1898)

    Иллюстрации к роману Т. Мэлори «Смерть Артура»

    Иллюстрации к пьесе О. Уайльда «Саломея»

    Иллюстрации к поэме Александра Попа «Похищение локона» и серия «Библиотека Пьеро»

    Рисунки для журнала «Савой»

    Пьер Пюви де Шаванн (1824—1898)

    «Надежда»

    Цикл «Жизнь Святой Женевьезы»

    «Священная роща, возлюбленная музами и искусствами»

    «Бедный рыбак»

    «Видение античности»

    Гютсав Моро (1826—1898)

    Одилон Редон (1840-1916)

    Серия литографий «В мечте»

    «Ворон»

    «Профиль света»

    «Христос Святого Сердца»

    «Будда»

    «Красная сфера» и «Зелёная смерть»

    «Рождение Венеры»

    «Женщина среди цветов»

    Группа «Наби»

    Жан Эдуард Вюйяр «Лама в синем»

    Поль Серюзье «Портрет Поля Рансона в облачении Наби»

    Пьер Боннар - Плакат для журнала «Ревю бланш»

    Морис Дени

    «Католическое таинство»

    «Лестница в листве»

    «Процессия под деревьями»

    Жан Эдуард Вюйяр

    «Лестница»

    «Под лампой»

    «Штопальщица»

    «В комнатах» и «Читающая»

    Феликс Валлоттон «Песчаные берега Луары»

    Анри Руссо(1844—1910)

    «Война»

    «Автопортрет»

    «В тропическом лесу. Нападение тигра на быка»

    Модерн

    Густав Климт (1862-1918)

    «Любовь»

    «Музыка»

    «Юдифь»

    Цикл «Бетховенский фриз»

    «Поцелуй»

    «Портрет Адели Блох-Бауэр»

    «Крестьянский сад с подсолнухами»

    «Смерть и жизнь»

    Фердинанд  Ходлер (1853-1918)

    Доходный дом на Каменноостровском проспекте

    «Эвритмия»

    «Женщина в экстазе»

    «Отступление при Мариньяно»

    Эдвард Мунк (1863-1944)

    «Больная девочка»

    «Танец жизни»

    «Мадонна»

    «Крик»

    Джеймс Энсор (1860-1949)

    «Изгнание Адама и Евы из рая» и «Христос, усмиряющий бурю»

    «Интрига»

    «Автопортрет с масками»

    «Въезд Христа в Брюссель на масленицу 1889 года»

    Микалоюс Чюрленис (1875—1911)

    «Истина»

    «Соната солнца»

    «Соната весны»

    «Rex» (лат. «король»)

    Русская живопись первой половины XIX века.

    Для русского изобразительного искусства были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще обращались к портретному жанру.

    Кипренский Орест Адамович [13 (24) марта 1782, Мыза Нежинская, около Копорья, ныне в Ленинградской области - 17 октября 1836, Рим], русский художник. Выдающийся мастер русского изобразительного искусства романтизма, известен как замечательный портретист. В картине "Дмитрий Донской на Куликовом поле" (1805, Русский музей) продемонстрировал уверенное знание канонов академической исторической картины. Но рано областью, где его талант раскрывается наиболее естественно и непринужденно, становится портрет. Первый его живописный портрет ("А. К. Швальбе", 1804, там же), написанный в "рембрандтовской" манере, выделяется своим выразительным и драматичным светотеневым строем. С годами его мастерство, - проявившееся в умении создавать в первую очередь неповторимые индивидуально-характерные образы, подбирая особые пластические средства, чтобы эту характерность оттенить, - крепнет. Впечатляющей жизненности полны: портрет мальчика А. А. Челищева (около 1810-11), парные изображения супругов Ф. В. и Е. П. Ростопчиных (1809) и В. С. и Д. Н. Хвостовых (1814, все - Третьяковская галерея). Художник все чаще обыгрывает возможности цветовых и светотеневых контрастов, пейзажного фона, символических деталей ("Е. С. Авдулина", около 1822, там же). Даже большие парадные портреты художник умеет сделать лирически, почти интимно непринужденными ("Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Давыдова", 1809, Русский музей). Его портрет молодого, овеянного поэтической славой А.С. Пушкина является одним из лучших в создании романтического образа. У Кипренского Пушкин выглядит торжественно и романтично, в ореоле поэтической славы. "Ты мне льстишь, Орест",- вздохнул Пушкин, взглянув на готовое полотно. Кипренский был также виртуозным рисовальщиком, создавшим (преимущественно в технике итальянского карандаша и пастели) образцы графического мастерства, зачастую превосходящие открытой, волнующе легкой своей эмоциональностью его живописные портреты. Это и бытовые типажи ("Слепой музыкант", 1809, Русский музей; "Калмычка Баяуста", 1813, Третьяковская галерея), и знаменитая серия карандашных портретов участников Отечественной войны 1812 года (рисунки с изображением Е. И. Чаплица, А. Р. Томилова, П. А. Оленина, тот же рисунок с поэтом Батюшковым и др.; 1813-15, Третьяковская галерея и др. собрания); героическое начало здесь приобретает задушевный оттенок. Большое число набросков и текстовые свидетельства показывают, что художник весь свой зрелый период тяготел к созданию большой (по его собственным словам из письма А. Н. Оленину 1834 года), "эффектной, или, по-русски сказать, ударистой и волшебной картины", где в аллегорической форме были бы изображены итоги европейской истории, равно как и предназначение России. "Читатели газет в Неаполе" (1831, Третьяковская галерея) - по виду просто групповой портрет - на деле есть скрытно-символический отклик на революционные события в Европе. Однако наиболее честолюбивые из живописных аллегорий Кипренского остались неосуществленными, либо пропали (подобно "Анакреоновой гробнице", завершенной в 1821). Эти романтические поиски, однако, получили масштабное продолжение в творчестве К. П. Брюллова и А. А. Иванова.

    Искусство России

    Архитектура

    Архитектура Москвы

    Федор Шехтель

    Особняк С. П. Рябушинского

    Особняк 3. Г. Морозовой

    Ярославский вокзал

    Вильям Валькотт - Гостиница «Метрополь»

    Лев Кекушев - Дом Л. Н. Кекушевой

    Роман Клейн - Музей изящных искусств

    Абрамцево

    Талашкино

    Архитектура Санкт-Петербурга

    Фёдор Иванович Лидваль (1870—1945)

    Доходный дом на Каменноостровском проспекте

    Гостиница «Астория»

    Николай Андреев - Памятник Н. В. Гоголю

    Сергей Волнухин - Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову

    Иван Фомин (1872—1936)

    Скульптура

    Павел Трубецкой (1866-1938)

    Лев Толстой на лошади

    Памятник Александру III

    Анна Голубкина(1864-1927)

    Дед (П. С. Голубкин)

    Волна (Пловец)

    «Марья» и Портрет А. Н. Толстого

    Сергей Коненков (1874—1971)

    «Старичок-кленовичок»

    «Сон»

    «Дядя Григорий»

    Александр Матвеев (1878—1960)

    Живопись

    Русские коллекционеры

    Михаил Нестеров (1862-1942)

    «Видение отроку Варфоломею»

    «Под благовест»

    «Философы»

    «Портрет И. П. Павлова»

    Константин Коровин (1861-1939)

    «Портрет хористки»

    «У балкона»

    «Париж. Бульвар Капуцинок» и «Зимой»

    «Рыбы, вино и фрукты»

    Валентин Серов (1865-1911)

    «Девочка с персиками»

    «Портрет 3. Н. Юсуповой»

    «Портрет княгини О. К. Орловой»

    «Портрет М. Н. Ермоловой»

    «Заросший пруд» и «Баба с лошадью»

    «Пётр I»

    «Похищение Европы»

    Михаил Врубель (1956-1910)

    «Демон поверженный» и «Демон сидящий»

    «Царевна-лебедь»

    «Пан»

    «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович»

    «Портрет С. И. Мамонтова»

    Виктор Борисов-Мусатов (1870-1905)

    «Автопортрет с сестрой»

    «Гобелен»

    «Водоём»

    «Изумрудное ожерелье»

    Художественное объединение «Мир искусства»

    Александр Бенуа - Иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»

    Лев Бакст «Одалиска» и «Танец семи покрывал»

    Евгений Лансере «Петербург начала XVIII века»

    Константин Сомов «Осмеянный поцелуй»

    «Дама в голубом»

    Мстислав Добужинский «Человек в очках»

    Поздний период деятельности «Мира искусства»

    Союз русских художников

    Константин Юон «Мартовское солнце»

    Игорь Грабарь «Мартовский снег» и «Неприбранный стол»

    Абрам Архипов «Прачки»

    Выставка группы живописцев «Голубая роза»

    Павел Кузнецов «Мираж в степи»

    Мартирос Сарьян «Улица. Полдень» и «Финиковая пальма»

    Государственный русский музей в Санкт-Петербурге

    Курс лекций Сопротивление материалов