Взаимные превращения частиц

Одним из главных свойств частиц является их способность превращаться друг в друга, рождаться и  уничтожаться в результате взаимодействия.
    Открытие позитрона, частицы по своим характеристикам похожей на электрон, но имеющей в отличие от электрона положительный единичный заряд, было исключительно важным событием в физике. Еще в 1928 году П. Дирак предложил уравнение для описания релятивистской квантовой механики электрона. Оказалось, что уравнение Дирака имеет два решения, как с положительной, так и с отрицательной энергией. Состояние с отрицательной энергией описывает частицу аналогичную электрону, но имеющую положительный электрический заряд. Позитрон был первой открытой частицей из целого класса частиц, которые получили название античастиц. До открытия позитрона казалась необъяснимой неодинаковая роль положительных и отрицательных зарядов в природе. Почему существует тяжелый положительно заряженный протон, и нет тяжелой частицы с массой протона и отрицательным зарядом? Зато существовал легкий отрицательно заряженный электрон. Открытие в 1932 г. позитрона по существу восстановило зарядовую симметрию для легких частиц и поставило перед физиками проблему поиска античастицы для протона. Другая неожиданность - позитрон является стабильной частицей и может в пустом пространстве существовать бесконечно долго. Однако при столкновении электрона и позитрона происходит их аннигиляция. Электрон и позитрон исчезают, и вместо них рождаются два -кванта

e+ + e- ----> 2гаммаm(e-) = m(e+)  = 0.511 Мэв.

Происходит превращение частиц с массой покоя отличной от нуля в частицы с нулевой массой покоя (фотоны), т.е. масса покоя не сохраняется, а превращается в кинетическую энергию.
    Наряду с процессом аннигиляции был обнаружен и процесс рождения пары электрон-позитрон. Электрон-позитронные пары легко рождались -квантами с энергией в несколько МэВ в кулоновском поле атомного ядра. В классической физике понятия частицы и волны резко разграничены - одни физические объекты являются частицами, а другие - волнами. Превращение пары электрон-позитрон в фотоны стало дополнительным подтверждением представления о том, что между излучением и веществом много общего. Процессы аннигиляции и рождения пар заставили по-новому осмыслить, что же такое частицы, которые ранее называли элементарными. Частица перестала быть неизменным "кирпичиком" в строении материи. Возникла новая чрезвычайно глубокая концепция взаимного превращения частиц. Оказалось, что частицы могут рождаться и исчезать, превращаясь в другие частицы.
    В созданной Э. Ферми теории бета-распада было показано, что испускаемые в процессе бета-распада электроны не существуют в ядре, а рождаются в результате распада нейтрона. В результате этого распада исчезает нейтрон n и рождается протон p, электрон e- и электронное антинейтриноaneutrinoe.

---->  p  + e- + aneutrinoe
m(n) = 939.6 Мэв.
m(p) = 938.3 Мэв.
m(aneutrinoe) = 0. (?)
(n) = 887c.

В результате реакций между антипротоном  antiprot1.gif (65 bytes) и протоном  p, в зависимости от энергии сталкивающихся частиц, могут рождаться различные частицы

p + antiprot1.gif (65 bytes)-----> n + antin.gif (51 bytes) + pimin+ + pimin-
m(antiproton ) = m(p), m(antin.gif (51 bytes)) = m(n)
m(pimin+) = m(pimin-) = 140 Мэв.
(pimin+) = (pimin+) = 2.6*10-8 c.
----->pimin+ + pimin- + pimin0
-----> К+ + K-

Положительно заряженный  К+-мезон, среднее время жизни которого 1.2*10-8 с, распадается одним из приведенных ниже способов (справа приведены относительные вероятности распадов.

К+----->pimin+ + pimin021.1%
  + neutrmu63.5%
pimin+ + pimin- + pimin+5.6%
pimin+ + pimin0 + pimin01.7%
мю+ + neutrmu + pimin03.2%
e+ + neutrinoe + pimin04.8%

lambda-Гиперон и delta0-резонанс имеют примерно одинаковые массы, распадаются на одни и те же частицы - протон и pimin.gif (63 bytes)-мезон. Большое различие в их времени жизни обусловлено механизмом распада. lambda-Гиперон распадается в результате слабого взаимодействия, а delta0-резонанс - в результате сильного взаимодействия.

lambda----> p + pimin.gif (63 bytes)
m(lambda) = 1116 Мэв.
(lambda) = 2.6*10-10 c.
delta0---->  p + pimin.gif (63 bytes)
m(delta) = 1232 Мэв.
(delta) = 10-23 c

При распаде отрицательного мюона (мю-) в конечном состоянии наряду с электроном появляются две нейтральные частицы - мюонное нейтрино neutrmu и электронное антинейтрино aneutrinoe. Этот распад происходит в результате слабого взаимодействия.

мю----->  e- aneutrinoe  + neutrmu
m(мю-) = 106 Мэв.
(мю-) = 2.2*10-6 c.

Распады частиц, их стабильность обусловлены законами сохранения. Т.к. в нашей части Вселенной практически нет античастиц и средние энергии частиц низкие, окружающее нас вещество стабильно.

Глюоны
Количество поколений фундаментальных фермионов
Слабые взаимодействия. Промежуточные бозоны
Открытие промежуточных бозонов
Слабые распады лептонов и кварков
Распады и реакции в кварковой модели
Поляризация. Спиральность
Примеры процессов с сохранением и без сохранения пространственной четности
Зарядовое сопряжение. Зарядовая четность
Нейтральные каоны нарушают CP-симметрию
Осцилляции в пучке нейтральных каонов
Обращение времени
СРТ-теорема
N-Z диаграмма атомных ядер
Масса и энергия связи ядра
Спин ядра
Электрический квадрупольный момент и форма ядра.
Магнитный дипольный момент ядра
Изоспин ядер. Изоспиновые мультиплеты
Дейтрон. Свойства нуклон-нуклонного взаимодействия.
Мезонная теория ядерных сил
Модели атомных ядер
Капельная модель ядра. Формула Вайцзеккера.
Модель ядерных оболочек. Одночастичные состояния.
Коллективные возбуждения ядер.
Законы радиоактивного распада ядер.
Альфа-распад.