Резонансное возбуждение атомных уровней фотонами от источника из того же вещества легко наблюдается. Иначе обстоит дело для атомных ядер. Это связано главным образом с тем, что естественная ширина Г ядерных уровней мала по сравнению с энергией отдачи R ядра-излучателя (источника) или ядра-поглотителя (мишени). Например, естественная ширина Г первого возбужденного уровня ядра 57Fе, расположенного при энергии возбуждения E = 14.4 кэВ, равна / = 4.6·10-9 эВ (измеренное среднее время жизни  = 98 нc), тогда как при испускании и при поглощении гамма-квантов это ядро приобретает энергию отдачи TR ~ Е2/2Мс2 ~ 0.02 эВ (где М - масса атома 57Fе). лептон был открыт в 1975 году Глюоны - частицы со спином J=1 и нулевой массой переносят сильное цветное взаимодействие между кварками После открытия b-кварка было установлено существование трех кварков (d, s, b) с электрическим зарядом Q=-1/3 и двух кварков (u, c) с зарядом Q=+2/3.
Резонансное поглощение может иметь место только в том случае, когда энергия отдачи ядра R меньше ширины ядерного уровня Г. Мессбауэр исследуя явление резонансного поглощения гамма-квантов понизил температуру источника и обнаружил, что число поглощенных фотонов существенно увеличилось, то есть наблюдалось резонансное поглощение гамма-квантов. Качественно это можно объяснить тем, что в этом случае импульс отдачи получало не отдельное ядро, а весь кристалл, в котором находились ядра, испускающие гамма-кванты. При переходе от свободных атомов к атомам связанных в кристаллической решетке ситуация меняется. С уменьшением температуры источника увеличивается относительное число ядерных переходов с передачей импульса отдачи всему кристаллу. Условия для этого тем благоприятнее, чем ниже температура кристалла и энергия перехода egamma
    Отмеченное явление, получившее название эффекта Мессбауэра, сразу же было применено для измерения ширины уровней и для проверки соотношения Г = splank.gif (65 bytes)/. Чтобы наблюдать резонансное поглощение мишенью из 57гамма-квантов, испускаемых источником из 57Fе, нужно скомпенсировать энергию отдачи ядра, которая в сумме составляет 2TR. Если пренебречь естественной шириной уровня, то энергия испускаемых фотонов равна
egamma.gif (90 bytes) = Е - TR, тогда как для того, чтобы наблюдался резонанс, они должны иметь энергию egamma.gif (90 bytes) = Е + TR. Один из способов такой компенсации состоит в том, что рассматриваемый радиоактивный источник закрепляют на движущемся устройстве и подбирают скорость так, чтобы разница 2TR компенсировалась за счет эффекта Доплера. Для этого достаточно укрепить исследуемый источник на подвижной каретке и изменять ее скорость v так, чтобы за счет эффекта Доплера сдинуть линию резонансного поглощения в нужную сторону. Между детектором и источником помещают поглотитель того же изотопического состава, что и источник, как показано на рис.1. В отсутствие отдачи резонансное поглощение должно происходить при v = 0. В этом случае число фотонов, регистрируемое детектором, будет минимально, так как фотоны, претерпевшие резонансное поглощение в поглотителе, затем повторно испускаются в разных направлениях и выбывают из прошедшего пучка. При изменении скорости v изменяется доплеровское смещение линии испускания относительно линии поглощения и в результате записывается контур линии, как показано на рис. 2. Ширина ядерных уровней столь мала, что источник нужно перемещать со скоростью, составляющей всего лишь десятые доли сантиметра в секунду.

Рис.1

Рис.1. Схема опыта по измерению ширины линииРис.2. Измерение ширины линии испускания гамма-квантов Г с помощью эффекта Мессбауэра

Некоторые сведения из квантовой механики

Волновая функция
Уравнение Шредингера
Потенциальная яма
Операторы
Статистики. Принцип Паули

Камера Вильсона - прибор, позволяющий регистрировать след (трек) частицы в веществе, действие которого основано на конденсации пересыщенного пара на ионах, которые создает вдоль свой траектории движущаяся заряженная частица. Цепочка капель, сконденсировавшихся на ионах вдоль траектории движения заряженной частицы, образует трек частицы. При освещении трек становится видимым на черном фоне и фотографируется.