В 1911 году Э. Резерфорд в экспериментах по рассеянию alpha1.gif (830 bytes)-частиц на тонкой золотой фольге установил, что атом имеет сложную структуру - он состоит из положительно заряженного ядра размером в несколько Ферми (1 Фм = 10-13 см) и электронной оболочки. Размер атома ~10-8 см. В атомном ядре сосредоточено 99.9% массы атома.
    В 1919 г.Э. Резерфордом в реакции

14N(alpha1.gif (830 bytes),p)17O.

был открыт протон.
    Нейтрон был открыт Д. Чедвиком в 1932 г. в реакции

9Be(alpha1.gif (830 bytes), n)12C.

В 1933 году В. Гейзенберг и Д. Иваненко выдвинули гипотезу о том, что атомное ядро состоит из протонов и нейтронов.
    Число протонов Z в ядре определяет его заряд и место соответствующего элемента в периодической системе. Протоны и нейтроны связаны в ядре ядерными силами, которые являются проявлением сильного взаимодействия  кварков и глюонов.
    Атомное ядро может находиться в основном и возбужденном состояниях. Важными характеристиками атомных ядер являются электрический и магнитный моменты, спины, четности, изоспины ядерных состояний. В основном состоянии атомные ядра могут быть как стабильными, так и радиоактивными. Операция обращения времени сводится к замене
    Для описания свойств атомных ядер были созданы различные модели, в которых ядро проявляет себя то как газ, то как жидкость, то как твердое тело.

Некоторые сведения из квантовой механики

Волновая функция
Уравнение Шредингера
Потенциальная яма
Операторы
Статистики. Принцип Паули

Камера Вильсона - прибор, позволяющий регистрировать след (трек) частицы в веществе, действие которого основано на конденсации пересыщенного пара на ионах, которые создает вдоль свой траектории движущаяся заряженная частица. Цепочка капель, сконденсировавшихся на ионах вдоль траектории движения заряженной частицы, образует трек частицы. При освещении трек становится видимым на черном фоне и фотографируется.