Ядерные реакторы
РБМК 1000
Математика
Курсовые
Альтернативная энергетика
ВВЭР
Информатика
Черчение

Теплоэнергетика

Реактор БН
Сопромат
Электротехника
Ядерная физика
Ядерное оружие
Графика
Карта

Апокалипсис (по греч. - откровение) - Богодухновенная книга Откровения о судьбах мира и человечества, изложенная преимущественно в символах и аллегориях. Памятник раннехристианской письменности (последняя, а по хронологии написания - первая из книг Нового Завета), он издревле считается наиболее таинственным и загадочным из всего корпуса христианской литературы, включая апокрифы

Дерево в архитектуре. Породы, свойства, примеры использовании. Технология обработки, причины разрушений. Конструкции русского деревянного зодчества.

Дошедшие до нас памятники архитектуры в основном восходят к XVII в. и позднее, только единичные постройки датируются концом XV—XVI в.

Фундаменты. У сохранившихся относительно ранних зданий фундаменты отсутствуют, и стены поставлены либо непосредственно на грунт, либо на положенные под углы сруба валуны, либо на деревянные стулья — короткие бревна, вертикально врытые в землю. Каменные фундаменты и цоколи, имеющиеся у ряда памятников древнего деревянного зодчества, не изначальны, а появились лишь в результате позднейших ремонтов в XIX— начале XX вв.

Стены. В ранний период (XI—XV вв.) стены важнейших культовых и оборонительных деревянных сооружений рубились из дуба, жилых — из хвойных пород. Для наиболее значительных зданий применялась лиственница, мало подверженная гниению, но чаще всего в строительстве использовалась сосна, реже ель.

Основной, абсолютно преобладающий тип конструкции стен — вруб, состоящий из горизонтально положенных друг на друга бревен, соединенных. врубками на углах. Бревна в срубе, как правило, по длине не стыковались, поэтому размеры сруба ограничивались длиной бревна, которая обычно не превышала 6—8 м. Не только врубки, но и торцы бревен обтесывались топором. Существовали два основных типа рубки угла: «в обло» («с остатком», т. е. с выступающими концами) и «в лапу» (без выступающих концов). При рубке «в обло» в бревне выбирали, обычно сверху, полукруглую «чашу» на половину его толщины. При рубке «в лапу» конец бревна обтесывался и сверху и снизу, при этом к внешнему краю он несколько расширялся, образуя своего рода замок. Рубка «в обло» решительно преобладала, особенно в ранний период. Для плотного соединения двух сопрягающихся по высоте бревен в одном из них по длине вырубался сплошной паз. Как правило, в дошедших до нас зданиях паз выбран с нижней стороны бревна, что препятствует затеканию в шов дождевой воды. Изредка в ранних постройках встречается паз, выбранный сверху. Иногда остаток бывает срублен «в разнопаз», т. е. необтесанные круглые бревна чередуются с бревнами, в которых паз выбран с двух сторон. В отапливаемых постройках во избежание продувания горизонтальные щели в более раннее время конопатились мхом, позднее — паклей. Внутренняя поверхность бревенчатых стен в более или менее парадных помещениях обтесывалась «в лас», образуя ровную вертикальную плоскость со скруглением во внутренних углах. Для отдельных частей сооружения, где не требовалось создания непроницаемой бревенчатой стенки, применялась рубка «в реж», при которой между горизонтальными бревнами оставались небольшие прозоры; в этом случае естественно, паз по длине бревна не выбирали.

Изредка стены рубились не из бревен, а из брусьев, что было делом трудоемким и в ранний период имело место лишь в богатых хоромах. В церквах XVIII в. из брусьев иногда бывает срублен алтарь. Приемы рубки из брусьев те же, что и из бревен; углы обычно рубятся «в лапу».

Замечательными произведениями переходного от высокой к поздней готике времени являются скульптуры западного фасада собора в Страсбурге. В большинстве статуй этого собора получает свое дальнейшее выражение интерес к раскрытию красоты духовного мира человека, подчас к резкой передаче общего склада характера.

Бревенчатые стены, как правило, не обшивались и сохраняли свою естественную фактуру. Известно, однако, что тесовые обшивки существовали уже в XVI —XVII вв. и применялись для сооружений, которым придавалось особое значение (например, трапезные некоторых северных монастырей). Широко использоваться тесовые обшивки стали в деревянных постройках XVIII —XIX вв., подражающих формам каменной архитектуры.

В памятниках второй половины XVIII и начала XIX вв. помимо сруба можно встретить конструкцию стен из вертикально поставленных бревен, соединенных нижней и верхней горизонтальной обвязками.

Перекрытия. В деревянных сооружениях перекрытия были балочными. Если стены внутри штукатурились, то и потолки также штукатурились по дранке, если же нет, то обычно оклеивались обойной бумагой прямо по дереву. Полы либо оставались дощатыми, тогда их строгали и красили, либо по ним укладывался паркет, подобно деревянным полам каменных зданий.

Дверные и оконные проемы. Традиционное устройство дверных проемов в деревянных зданиях — косящатые колоды. Они были очень массивными и состояли из соединенных на ус, с небольшим внутренним шипом вертикальных косяков и верхнего бруса, имевших близкое к квадрату поперечное сечение. Нижнего бруса обычно не было, порогом служило одно из бревен сруба, в котором вырубались соответствующие гнезда. Наиболее архаичный способ навески дверей — на «подпятниках» — круглых выступах на краях торцов дверного полотнища, вставленных в гнезда, выбранные в верхней и нижней обвязке. Однако уже в сооружениях XVI —XVII вв. встречается наряду с этим навеска при помощи металлических подставов и петель, подобных применявшимся в каменных зданиях.

Оконные проемы в старинных деревянных постройках были двух типов. Более простым был тип «волокового» окна, которое представляло собой узкое горизонтальное отверстие, выбранное в двух соседних бревнах сруба. С внутренней стороны проема прорубался длинный паз для доски, которая задвигалась («заволакивалась») для закрывания или открывания окна. Более сложными были «красные» окна с косящатыми колодами, аналогичные дверным колодам с той разницей что подоконником не всегда служило бревно сруба, чаще отдельный брус.

Кровельные конструкции. Одной из самых распространенных, а в северных крестьянских постройках до сравнительно позднего времени почти единственной, была так называемая безгвоздевая кровельная конструкция. Ее основой служили горизонтальные бревна — слеги, которые врубались через несколько рядов в щипцовые завершения торцовых стен сруба — «самцы».

Поперек слег крепились более тонкие, обычно еловые, жерди, заканчивавшиеся внизу крюком, вытесанным из комлевой части дерева, так называемые курицы. На крюках куриц лежали ««потоки» — массивные желоба, в широкий паз которых упирались концы тесовой кровли. Сверху, по коньку, стык кровельных тесин закрывался прижимавшим их как бы перевернутым желобом — «охлупнем». Охлупень крепился к коньковому бревну вертикальными деревянными шпильками, пропущенными в специально для этого проделанные отверстия — «штамиками». Тесовая кровля крылась в два слоя вперебежку, иногда с прокладыванием между слоями «скал» — сшитой большими полотнищами бересты. Тес вырубали из расколотого пополам бревна, так что из одного бревна получалось всего две тесины. Кровельный тес был массивным, порядка 6 см толщиной, при ширине не менее 22—24 см. Клали тес скруглением слоев кверху, с тем чтобы при высыхании он изгибался «корытом».

Сложные по форме кровли богатых хором, крепостных башен и особенно церковных зданий имели более разнообразные конструкции. Помимо самцовск слеговой системы широко применялись сложного очертания срубы «в реж» и наслонные стропила. Рублеными делались бочки, крещатые бочки, кубоватые кровли (т. е. четырех- или восьмискатные кровли с профилем бочки) и нередко шатры. У некоторых ранних памятников (Никольская церковь в Лявле конца XVI в. и др.) рублеными были не только шатры, но также «шеи» и луковичные главы. Для сложных по форме кровель безгвоздевая система была непригодна.

Для покрытия криволинейных поверхностей чаще применялся лемех — короткие и тонкие досочки. Под лемеховое покрытие обычно подкладывалась береста. Лемех для бочек и глав вытесывали криволинейным, как бы изогнутым. Судя по археологическим находкам, в свое время был широко распространен дубовый лемех с заостренным нижним концом, однако в сохранившихся сооружениях абсолютно преобладает осиновый, иногда сосновый лемех с городчатым рисунком.

В городском строительстве XVIII в. наблюдается ряд новшеств в устройстве кровель. Очень широкое распространение получают вальмовые кровли, требующие для своего устройства не самцово-слеговой, а стропильной системы. Помимо теса в XVIII—XIX вв. очень распространены кровельные покрытия из дранки или гонта — очень узких прямых колотых или строганых дощечек, обычно имеющих на одной из продольных сторон узкую щель, в которую вставляется край соседней дощечки. В сельских постройках кровли крылись соломой, «долгой дранью» (длиной до 5м), лубом, тростником. С XVIII в. все более и более находит себе применение в деревянных зданиях металлическое кровельное покрытие

. Искусство Киевской Руси (X - начало XII в.).
Образование единого государства со столицей в Киеве. Введение единой государственной религии - христианства. Характер взаимодействия византийских и местных языческих традиций. Распространение письменности. Начало летописания. Византийские и болгарские книги на Руси. Жанры переводной литературы. Стиль монументального историзма в литературе и искусстве. Первые русские святые и значение их канонизации. Архитектура. Строительная деятельность князя Владимира в Киеве. Гражданские и церковные постройки из камня и дерева. Десятинная церковь и проблема реконструкции ее облика. Принципы построения крестово-купольного типа храма. Символика христианского храма. Расширение и укрепление Киева при Ярославе. Конструктивные особенности оборонительных сооружений. Строительная техника византийских зодчих. Композиционное и конструктивное решение Софийского собора. Эволюция образа Софии Премудрости в русской философии и иконографии. Данные археологии о храмах на территории "Ярославова города". Утверждение идей государственности и упрочение авторитета великого князя средствами архитектуры в городах, подчиненных Киеву. Строительство Софийских соборов в Новгороде и Полоцке. Объемно-пространственные особенности Спасо-Преображенского собора в Чернигове. Новые черты в архитектуре Киева конца XI-начала XII вв. Формирование феодальных усадеб и монастырей. Киево-Печерский монастырь и его место в русской истории. Успенский собор Печерского монастыря как образец соборного храма. Собор Михайловскоо Златоверхого монастыря. Скульптурный декор киевских храмов. Архитектура Переясславля Южного по данным археологии. Отличительные черты переяславских храмов. Собор Архангела Михаила. Княжеское строительство 1-й четверти XII в. в Новгороде. Типологическая близость новгородских и киевских храмов. Деятельность зодчего Петра. Противопоставление архитектурной мощи Николо-Дворищенского собора церковным постройкам Софийской стороны. Пластическая выразительность Георгиевского и Рождественского соборов. Своеобразие новгородской архитектуры. Строительные материалы новгородских зодчих. Типологические особенности древнерусской культовой архитектуры X - начала ХII вв

Для датировки Апокалипсиса основополагающим остается свидетельство св. мученика Иринея, епископа Лионского: "Откровение было незадолго до нашего времени, почти в наш век, под конец правления Домициана", то есть, около 95 г. по Р.Х. Западная Церковь уже к началу III в. признала каноничность Апокалипсиса; Восточная - в 397 г., но окончательно он был канонизирован на III Константинопольском Соборе 680 г.

Инженерная графика

 

Начертательная геометрия
Теория цепей
Сопромат
Лабораторные работы
Электротехника
Математика