Первые орудия труда и механизмы Ткачество Цеховые объединения ремесленников В основе мануфактурного производства Двигатель внутреннего сгорания Идеи дизайна в эпоху промышленных революций

Сто лет дизайна для истории  – очень небольшой срок, в отличие от архитектуры и монументально-декоративного искусства, история которых насчитывает уже не одно тысячелетие. Однако, это не простые сто лет. Многие исследователи считают, что наша цивилизация за последние сто лет проделала путь, соизмеримый в своих открытиях и научно-технических достижениях со всей остальной историей человечества. А, значит, и летопись дизайна, отражающая весь ход научно-технического прогресса, несмотря  на свои скромные рамки становится сопоставимой с традиционными и знакомыми нам всем историями живописи, архитектуры, градостроительства, декоративного искусства и нуждается в серьезном и скрупулезном рассмотрении. И не случайно сегодня во многих странах уже появились специальные музеи современного искусства и дизайна.

Колесо и повозка

Считается, что прообразом колеса стали катки, которые подкладывали под тяжелые стволы деревьев, лодки и камни при их перетаскивании с места на место. Среднюю часть такого катка обжигали, отчего она становилась тоньше, обеспечивая равномерное передвижение груза. В ходе дальнейших усовершенствований от цельного бревна остались только два валика с осью между ними. Позднее их стали изготавливать отдельно и скреплять между собой. Таким образом было изобретено колесо в собственном смысле этого слова [3, с.19]. (ок. 4000 г. до н.э.) Позже для облегчения общей конструкции колеса в нем выпиливали отверстия, еще позже появился обод и спицы.

Трудно найти другое открытие, которое дало бы такой мощный толчок развитию техники как открытие колеса. Повозка, гончарный круг, мельница, водяное колесо и блок - вот далеко не полный перечень устройств, в основе которых лежит колесо. Каждое из этих изобретений составило эпоху в жизни человечества. Их совокупное воздействие на жизнь людей было так велико, что без большого преувеличения можно сказать: колесо сдвинуло историю с мертвой точки и заставило ее мчаться в несколько раз быстрее.

Ассирийская боевая колесница(алебастровый рельеф из дворца Ашшурбанипала в Ниневии; VII в до н.э.).

Колесо, вероятно, самое замечательное изобретение в истории техники. Ученые полагают, что первые колеса появились в Шумере 5200 лет назад Первые дошедшие до нас изображения колесной повозки найдены в Месопотамии. Датируются они IV тысячелетием до н.э. Первые колеса были сплошными, из деревянных чурбаков. В местах, где было мало лесов(Китай, Турция)колеса вытесывались из камня. Колеса со спицами появились позже -примерно в 2000 г до н.э. Они были легче и использовались для боевых колесниц. Подшипники, уменьшающие трение, были изобретены. Первый прообраз подшипника придумали мастера из Дании ок. 100 г. до н.э., поместив вдоль оси колеса деревянные ролики.

Древнее изображение колесницы. Наскальный рисунок. Южный Казахстан.

Идеи Джона Рёскина

С резкой критикой наступающей эпохи индустриального общества выступал английский искусствовед Джон Рес-Ш кин (1819-1900).

В своих книгах, статьях, написанных в жанре эссе, особенно в публичных лекциях об искусстве, сопровождавшихся показом диапозитивов (что было новым для тех лет)/ он вел образный и широкий разговор об эстетическом, под-

Не имея аналогов, проекти-ровшики для внешней формы мебели, громоздких машин и механизмов использовали принципы и каноны архитектурного формообразования. Однако громоздкие архитектурные формы все более вступали в противоречие с динамикой работы машин и механизмов.

Построенный на стройной системе композиционных приемов и канонов, "архитектурный стиль" повлиял на общехудожественное развитие инженеров и дизайнеров, однако механическое копирование монументальных архитектурных форм в индустриальном формообразовании оказалось бесперспективным.

Приглашенные на промышленные предприятия художники в цепях повышения эстетических качеств выпускаемых изделий, не понимая сути индустриального формообразования, занимались стайлингом внешней формы. В большинстве случаев, вследствие стереотипов мышления как разработчиков, так и потребителей, отсутствия аналогов, такой стайлинг сводился к примитивному украшательству, имитации трудоемкого ручного труда. Пущенные в тираж разукрашенные изделия не только привели к неоправданному удорожанию продукции, но и показали дурной вкус с эстетической точки зрения.

Прошло чуть больше ста лет, и  дизайн превратился в самостоятельный  и один из самых влиятельных видов  проектного и художественного творчества. Сегодня трудно себе представить какую-либо сферу человеческой деятельности, в которой бы не трудился дизайнер. Дизайн создает привлекательную и комфортную для человека среду, облегчая человеку работу и быт, воспитывает его эстетический вкус, ориентируясь на новейшие научно-технические достижения, технологии и материалы, самые современные веяния моды, самые изысканные запросы потребителей.

Сообщения об ошибках и исправление ошибок в MATLAB