Первые орудия труда и механизмы Ткачество Цеховые объединения ремесленников В основе мануфактурного производства Двигатель внутреннего сгорания Идеи дизайна в эпоху промышленных революций

Особенностью исторического развития дизайна до его вычисления и осознания как особого явления и особой деятельности в начале XX века было то, что наступление каждого последующего этапа вовсе не отменяло методику и технику компоновки предыдущих этапов. Понятия удобства, понятия красоты, принципы компоновки видоизменялись, дифференцировались, уточнялись, но продолжали сосуществовать с понятиями и принципами, господствовавшими задолго до этих уточнений и видоизменений

Идеи дизайна в эпоху промышленных революций

Производство, основанное на ручном труде, постепенно уступает место индустрии. При этом рабочие механизмы все больше начинают изготавливаться машинным способом. На первый план выходит развитие технологий. Возникают все новые и новые машины-двигатели, машины-передатчики, машины-орудия. Технический прогресс все больше входит в жизнь людей и все заметнее начинает влиять на их мировоззрение.

К концу XVIII в., когда уже достаточно очевидно проявились результаты первой промышленной революции, стало ясно, что без освоения новых технических форм и созданных промышленным способом новых вещей невозможен дальнейший ни материальный, ни духовный прогресс. Первые образцы промышленных изделий были далеко несовершенными и, как правило, уступали качеством продукции мануфактурного и ремесленного производств, обладающих опытом и традициями, накопленными веками, секретами, передаваемыми из поколения в поколение. Одновременно, со снижением качества индустриально выпускаемых форм, по сравнению с продукцией традиционного ремесленного производства и простых мануфактур, обнаружилась эстетическая инородность в окружающей среде изготовленных машинным способом изделий, непривычность их форм, а также самой мысли о массовом тиражировании - изготовлении сотен и тысяч, похожих друг на друга как две капли воды, изделий

Новые открытия, технические достижения, индустриальное производство требовали и новых технических решений, новых принципов формообразования.

Первые сигналы тревоги за судьбы человеческой культуры в связи с развитием техники прозвучали во времена Великой французской революции, в выступлениях художника Жак-Луи Давида в 1790 г. Предчувствие кризиса культуры с развитием техники встречается в высказываниях Гете. В беседе с Эккерманом он признавался: "Эта все расширяющаяся машинность мучает меня и страшит; надвигается как гроза, медленно-медленно; но ход ее начат, она подкрадется и настигнет". Отмечал это и Шиллер. В своих "Письмах об эстетическом воспитании человека" он писал, что одна из величайших задач культуры состоит в том, чтобы в физическом, материальном окружении людей форма была подчинена эстетическим законам, ибо только из эстетического, а не чисто утилитарного, может развиться "моральное состояние".

Чтобы решить возникающую угрозу конфликта между машинным производством и эстетическими воззрениями общества, предотвратить вандализм рабочих по отношению к новой технике, в Англии стали создавать специальные комитеты поощрения связи искусства, повседневной жизни и техники. В 1836 г. был основан с этой целью комитет Эверта, а существовавшее Английское общество искусств было преобразовано в Общество поощрения искусств, мануфактуры и коммерции. Все больше статей и книг стало посвящаться влиянию культуры на развитие техники. С 1849 г. в Лондоне стал выходить первый специальный журнал по эстетическим проблемам предметного мира и его проектированию -"Journal of Design and Manufactures". В это же время стало входить в употребление понятие "industrial art" ("промышленное искусство"). До этого понятия "искусство" и "художественное творчество" практически - никогда не употреблялись по отношению к проектированию рядовых сооружений, созданию бытовых вещей, одежды.

Первые книги появились в Японии и Китае в VI в. На пластинках из дерева, глины и слоновой кости вырезали иероглифы или картинки и покрывали их тушью. Затем ее прижимали к листу бумаги и появлялся отпечаток. В XI в. в Китае были изобретены подвижные литеры с отдельными буквами или слогами, которые можно было набирать в строчки [3, С.26]. Для печатания были созданы специальные печатные станки, представляющие собой ручной пресс с двумя горизонтальными плоскостями: на одной устанавливался матрииенаборным шрифтом, к другой прижималась бумага. Предварительно матрица покрывалась смесью сажи и льняного масла. Такой станок позволял изготовить до 100 отпечатков в час. С 1440 по 1500 г. этим способом было напечатано свыше 30 тысяч наименований книг. Тираж каждой книги достигал примерно 300 экземпляров. Такие книги получили название "инкунабул" 12, Глава 1.3].

Полноправными членами иеха могли стать только ремесленники-мастера, имевшие ограниченное количество подмастерьев и учеников. Цех тщательно охранял исключительное право своих членов на занятие данным видом ремесла. Больше того, цех регламентировал процесс производства: продолжительность рабочего дня (от восхода до захода солнца), число подмастерьев, технологию производства, объем сырья и готовых продуктов, цены на их реализацию и т.п. Цеха служили своеобразным видом организованной взаимопомощи мастеров.

 

Христиан Гюйгенс

Christian Huygens (1629-1695)

Нидерландский ученый: математик, физик, астроном и механик. Изобрел в 1657 г. первые маятниковые часы со спусковым механизмом. В качестве регулятора колебаний крутильный маятник - балансир со спиралью. Свое изобретение Гюйгенс описал в небольшой работе "Маятниковые часы". Система Гюйгенса до сих пор применяется в наручных и настольных механических часах.

Гидравлические колеса применялись уже в странах Древнего Востока: в Египте, Китае и Индии, водяные мельницы использовались в Древней Греции и Риме, но только в мануфактурный период водяное колесо стало главным двигателем в промышленности. Большой^ вклад в решение этой проблемы внес Леонардо да Винчи, одним из первых созвавший в 1500 г. колесо с искривленными лопатками -водяную турбину. Спрос на силовые установки медленно, но верно обгонял их возможности. Все это стимулировало поиск принципиально новых двигателей.

Сужение видов деятельности каждого рабочего внутри мануфактуры до одной или нескольких операций привела к появлению специализированных орудий труда, наиболее полно отвечающих требованиям тех или иных операций.

Возникновение мануфактур относят к XIV в. Впервые они появились в Италии. В конце XV - начале XVI вв. они стали создаваться в Германии, Англии, Нидерландах, Франции. В XVI-XVIII вв. суконные, шелковые, оружейные, стекольные и др. мануфактуры распространились во всех европейских странах.

С развитием мануфактур производственные процессы требовали большого количества людей, больших затрат энергии, были подготовлены необходимые условия для перехода к машинному производству

изайн – один из самых молодых видов проектной деятельности. Его история берет свое начало на рубеже XIX и XX веков, когда после триумфального шествия по многим европейским странам промышленной революции были созданы все необходимые условия для зарождения и развития новой сферы художественного формообразования массовых индустриальных изделий. Пионерами дизайна стали архитекторы и художники, пришедшие в индустриальное производство, не побоявшиеся заняться новым и незнакомым для себя делом, еще не сформировавшимся, но привлекательным своей необычностью и новизной.

Сообщения об ошибках и исправление ошибок в MATLAB