Первые орудия труда и механизмы Ткачество Цеховые объединения ремесленников В основе мануфактурного производства Двигатель внутреннего сгорания Идеи дизайна в эпоху промышленных революций

Основные признаки дизайна. «Триединость». Уже в эпоху античности люди давали себе отчет в некой «триединости» предметного мира. Вещь должна быть технически совершенна – прочна, надежна, экономна оп конструкции и приспособлена к своей основной функции. Коротко эту «триединость» можно сформулировать как требование, чтобы вещи были «полезны и красивы». Поэтому еще в античности выдающиеся мыслители поняли, что качества красоты и пользы – различные качества, что между ними есть некое противоречие, что преобладание одного из этих качеств может вести к ухудшению в целом, к утере ею внутренней органичности, общей гармонии и технико-художественной целостности

Универсальная паровая машина Дж. Уатта быстро нашла распространение во многих отраслях промышленного производства, стала мощным толчком в развитии и изобретении новых транспортных средств.

В н. XIX в. в Англии, а затем и в других странах появилось множество конструкций паровых повозок по своим формам напоминавших диковинные кареты и дилижансы без лошадей. Несмотря на свою историческую "обреченность", паровой автомобиль сыграл важную роль в истории транспорта: он доказал саму возможность механического передвижения.

А. Жиффар. Аэростат с паровым двигателем, Париж, 1851 г. Греческая архаика VII—VI века до н. э.— время сложения и укрепления античных рабовладельческих городов-государств, греческих полисов —называются архаическими (от греческого «архайос» —древний). Усиленно строятся и укрепляются города, прокладываются дороги, мосты, водопроводы. Складывается общегреческий рынок, чеканится монета. В это время уже четко прослеживается социальное неравенство и борьба демоса с аристократами, эвпатридами.

Трехколесный паровой автомобиль, 1833 г.

Оснащенный универсальной паровой машиной "Клермонт", В сентябре 1807г. отправляется в свой первый коммерческий рейс по реке Гудзон, положивший начало регулярно действовавшей пассажирской линии Нью-Йорк-Олбани. Во второй половине XIX в. появились первые колесные и гусеничные тракторы, оснащенные паровым двигателем. Ф.Блинов один из первых в мире применил на тракторе гусеничную ходовую систему без поворотного колеса с поворотом трактору с помощью отстающей и забегающей гусениц. В н. в. эта система применяется на всех гусеничных мобильных машинах.

Р. Фултон. Пароход "Клермонт", 1807 г.

Ф. Блинов. Первый российский гусеничный трактор на паровом ходу, 1887 г.

Цеховые объединения ремесленников

Впервые цеховые объединения возникли в Византии (IX в.) и Италии (X в.), несколько позднее - во всех странах Европы, в том числе и на Руси. Цех объединял городских ремесленников одного или нескольких близких промыслов. С развитием техники продолжало увеличиваться техническое разделение труда, рост числа профессий и цехов. Так, в производстве тканей были заняты сразу несколько отдельных .цехов: шерстобитов, прядильщиков, ткачей, сукновальни. Далее производился ряд других операций: стрижка, ворсование, окраска, и только после этого сукно уже шло в продажу. В Париже в н. XIV в. насчитывалось свыше 300 ремесленных цехов, объединявших около 5,5 тыс. ремесленников.

Появление цеховых объединений имеет большое значение в истории человечества. К средневековым цеховым мастерским как своеобразной идеальной форме производственной деятельности и отношений, обучения секретам профессионального мастерства несколько веков спустя будут обращены взоры многих ученых-реформаторов и в особенности первых теоретиков современного дизайна Джона Рескина (1819-1900), Уильяма Морриса (1834-1896), Вальтера Гропиуса (1883-1969).

Мануфактура. Дифференциация инструментов труда. Гидравлический двигатель

Начиная с XVI века происходит укрупнение цехового производства посредством кооперации цехов в мануфактуры (от лат. manus - "рука" и factura - "изготовление"). Оно позволило провести еще большее разделение труда внутри предприятия. Это дало значительный рост производительности труда, при использовании тех же простых орудий производства обеспечило вместе с ней рост заработка рабочих и уменьшение себестоимости изделий.

изайн – один из самых молодых видов проектной деятельности. Его история берет свое начало на рубеже XIX и XX веков, когда после триумфального шествия по многим европейским странам промышленной революции были созданы все необходимые условия для зарождения и развития новой сферы художественного формообразования массовых индустриальных изделий. Пионерами дизайна стали архитекторы и художники, пришедшие в индустриальное производство, не побоявшиеся заняться новым и незнакомым для себя делом, еще не сформировавшимся, но привлекательным своей необычностью и новизной.

Сообщения об ошибках и исправление ошибок в MATLAB