Первые орудия труда и механизмы Ткачество Цеховые объединения ремесленников В основе мануфактурного производства Двигатель внутреннего сгорания Идеи дизайна в эпоху промышленных революций

Проявление дизайна в творческой деятельности человека в древние времена. Подобная  деятельность человека продолжалась тысячелетиями. Но где-то на грани палеолита и неолита, когда уже были открыты способы изготовления керамических сосудов и полированных каменных топоров, этим предметам (прежде всего керамике и одежде) начало придаваться еще одно качество – качество красоты. Вещи стали украшаться орнаментом. Предмет стал компоноваться не для одной лишь сугубо утилитарной цели. Он воплотил теперь в себе и некую духовную функцию. Кроме принципа утилитаризма, в дизайн вошел принцип красоты. Так было положено начало декоративно-прикладному искусству – одному из самых могучих проявлений дизайна во все предшествующие столетия.

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci,1452-1519 гг.)

Итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер, виднейший представитель искусства и науки эпохи Возрождения. Занимался математикой, механикой, физикой, астрономией, геологией, ботаникой, анатомией и физиологией как человека, так и животных. Ему принадлежат первые попытки в области воздухоплавания и конструирования летательных аппаратов. Кроме рисунков летательных аппаратов, приводимых в движение мускульной силой человека, предложил схемы парашюта, вертолета и других интересных конструкций. Автор многочисленных конструкций токарных, ткацких станков, печатных машин, прибора для шлифования стекла и пр. Историки области техники насчитали несколько сотен изобретений Леонардо в виде чертежей, иногда краткими замечаниями, но чаще без пояснений.

Однако многие разработки остались не востребованными его современниками. Многие из них на века опередили свое время.

Многоствольное орудие. Реконструкция по рисунку Леонардо да Винчи.

Вертолет, Рисунок Леонардо да Винчи.

Танк. Рисунок Леонардо да Винчи.

Реконструкция летательного аппарата (современная модель, выполненная по рисунку Леонардо да Винчи).

Гидравлические машины. Рисунок Леонардо да Винчи.

Российские промышленные выставки XIX века. Гиперболы инженера Шухова

Первая Всероссийская выставка мануфактурных изделий состоялась в Санкт-Петербурге 9 мая 1829 г. Она открылась на Васильевском острове в помещении биржи. В самом большом зале биржи были собраны машины и орудия труда, в других залах демонстрировалась продукция российских мануфактур. Выставку посетило более 100 тыс. человек. Она положила начало целому ряду промышленных выставок, прошедших в Москве (1831, 1835, 1843, 1853, 1865, 1882), Петербурге (1833, 1839, 1849, 1861, 1870), Варшаве (1841, 1857) и др. городах России. Всероссийские промышленные выставки выступали как сильный и очень действенный регулятор роли промышлен-

Архитекторы движения "Искусств и ремесел" обращали взоры в ностальгическое прошлое, доиндустриаль-ную эпоху с ее простыми кирпичными и каменными сельскими жилищами и черпали вдохновение в богатых традициях английской архитектуры [9, C.30J. Собственный дом Морриса "Ред хауз", спроектированный в 1859 г. специально для него его другом архитектором Ф.Уэббом, имел облик средневекового жилища, был декорирован и обставлен вещами, сделанными по проектам самого хозяина. "Ред Хауз" не только повлиял на проектирование частных домов, но и служил примером целостной организации среды обитания человека [5, С. 125],

В проекте собственного жилища Морррис отказался от господствовавшего тогда в архитектуре эклектичного стиля, использовав элементы, типичные для старинных английских загородных домов [6, С. 4367.

Стул "Модель 14" вобрал в себя весь огромный художественный и ремесленный опыт Тонета, став своеобразной кульминацией его творчества. Лаконизм и изящество его контура поражают и сегодня: нарисованный одним росчерком, он будто создан для того, чтобы служить графическим символом. Стул "Модели 14" имел всего шесть деталей. Сократив их сечение до минимального, Тонет полностью использовал физико-механические возможности дерева и получил легкую, пружинящую, но стабильную конструкцию. В ящик объемом 1 куб.м можно было упаковать 36 стульев.


 


Владимир Шухов

(1853-1939)

Замечательный конструктор конца XIX - начала XX столетия, входит в плеяду выдающихся инженеров России. Его висячие покрытия, арочные конструкции, сетчатые оболочки и башни в форме гиперболоида были решениями нового типа, которые, благодаря своей непостижимой легкости, удивительной простоте и элегантности конструкции, а также необычным и смелым формам, произвели в то время  сенсацию.

В Уставе промышленности; вошедшем в Свод законов Российской империи" в условиях организации выставок были изложены требования к промышленности и ее продукции которые во многом созвучны положениям современного дизайна При оценке производителя (фабричного заведения) особое внимание обращалось: V на пользу, приносимую заведением тому месту, где оно существует, и окрестностям; *) на технические нововведения, улучшенные и упрощенные приемы иностранные или самим производителем или кем-либо из его мастеров придуманные; 3) на важность и употребительность изделий-4/ на возможность производства изделия лучшего качества, если бы на них оказалось требование.

Современный дизайн занимает активную позицию, все больше и больше влияя  на своих старших собратьев по цеху – архитектуру и монументально-декоративное искусство. Появляются неведомые раньше стили высоких технологий, ориентированные на новейшие технические достижения, авангардные течения. Еще недавно незнакомое нам иностранное слово «дизайн» все активнее  входит в наш обиход, становясь популярной приставкой. Вместо привычных «парикмахер», «модельер» или «фотограф», мы все чаще встречаем такие названия как «дизайн прически», «дизайн одежды», «фотодизайн», «фитодизайн», «графический дизайн». Этот ряд понятий можно продолжить

Сообщения об ошибках и исправление ошибок в MATLAB