Первые орудия труда и механизмы Ткачество Цеховые объединения ремесленников В основе мануфактурного производства Двигатель внутреннего сгорания Идеи дизайна в эпоху промышленных революций

Проявление дизайна в творческой деятельности человека в древние времена. Подобная  деятельность человека продолжалась тысячелетиями. Но где-то на грани палеолита и неолита, когда уже были открыты способы изготовления керамических сосудов и полированных каменных топоров, этим предметам (прежде всего керамике и одежде) начало придаваться еще одно качество – качество красоты. Вещи стали украшаться орнаментом. Предмет стал компоноваться не для одной лишь сугубо утилитарной цели. Он воплотил теперь в себе и некую духовную функцию. Кроме принципа утилитаризма, в дизайн вошел принцип красоты. Так было положено начало декоративно-прикладному искусству – одному из самых могучих проявлений дизайна во все предшествующие столетия.

Изобретение часов и мельницы. Теория машин

В основе мануфактурного производства лежали использование мышечной силы людей и животных, кинетической энергии ветра и воды. Ветряные и, особенно, водяные мельницы приводили в движение средневековые машины и механизмы Основным двигателем становится водяное (гидравлическое) колесо. Оно применяется во всех видах производства. Гидравлические колеса применялись уже в странах Древнего Востока: в Египте, Китае и Индии, водяные мельницы использовались в Древней Греции и Риме, но только в мануфактурный период водяное колесо стало главным двигателем в промышленности. Обычно мощность водяного колеса не превышала нескольких десятков киловатт, число оборотов водяного колеса было так же незначительно, примерно от 1 до 10 оборотов в минуту.

Мастерская по обработке металлов. Гравюра из книги Г.Агриколы "О металлах". Базель, 1556 г.

Машина, которая дробит, размалывает, промывает золотую руду и смешивает золото с ртутью. Старая гравюра.

Прядильня Бедворт (близ Ковентри). Прядильные машины приводились в движение с помощью водяного колеса.

В мануфактурном производстве широкое распространение получили водяные и ветряные двигатели. Постоянно совершенствовались механические передачи, преобразующие один вид механического движения в другой. Инструменты становились более специализированными, рассчитанные на узкий круг определенных операций. Все это способствовало повышению производительности труда. Предпринимались настойчивые попытки создания новых двигателей. Работы по совершенствованию конструкции водяного колеса положили начало созданию водяной турбины. Большой вклад в решение этой проблемы внес Леонардо да Винчи, одним из первых создавший в 1500 году колесо с искривленными лопатками - водяную турбину. Спрос на силовые установки медленно, но верно обгонял их возможности. Все это стимулировало поиск принципиально новых двигателей.


 

 

Уильям Моррис

William Morris (1834-1896)

Тем самым, он осуществил свою мечту - воссоздать идиллию совместного труда художников, архитекторов и ремесленников. Этим он предвосхитил многосторонность художников-ремесленников стиля "ар нуво" [9, С.15].

Михаэль Тонет

Michael Thonet (1796-18711

Выдающийся художник по мебели, создатель уникальной комплексной программы производства мебели из гнутой древесины, открывшей новые приемы конструирования, которые произвели переворот в формообразовании  мебели. Лауреат многих промышленных выставок, в том числе Всемирных выставок в Лондоне, (1851), Париже (1855, 1867). Его «венский стул» 1859 года производится и с успехом продается по сей день.

восприняв его идеи воспитания художественного вкуса народа, трактовку творческого труда как основу нравственности и разоблачения "соседства роскоши и нищеты". Вместе с тем Моррис пошел значительно дальше. Он предложил практическую программу создания нового ля жизни, дал, хотя и утопическую, но довольно живу картину возможного соединения высокоразвитой техни: с ручным, ремесленным трудом как особым проявление! народного творчества. Эстетическая концепция была из ложена Моррисом в 35 лекциях по вопросам искусства литературы, прочитанных в разных городах Англии с 18' по 1894 год. Он опирался на следующие положения. В эстетической теории Морриса четко выражен ремесле но-трудовой принцип объяснения природы искусства. Мор рис определил как первооснову искусства художествен ные ремесла, из которых, по его мнению, вышли и разви лись все остальные виды пластических искусств. Он считал, что любой человек способен к пластическому творчеству, подобно тому, как он способен к речи, хотя это требует особых навыков, обучения условному языку искусства. К художественно-творческому труду должны быть привлечены все люди.

Для Морриса было важно все предметное окружение, без деления его на эстетически ценное и обыденное, рядовое. Он специально обращался к вещам, которые создаются обыкновенными рабочими непосредственно в процессе обычного труда. Это было непривычно для его современников, в том числе и для художников-прерафаэлитов, все больше замыкавшихся в отвлеченном символизме и де-коративизме.

Идеи движения, направленные на гармонизацию индустриального общества, способствовали выработке нового направления, предназначенного для массового механизированного производства товаров широкого спроса, которое впоследствии будет именоваться "дизайн".

Современный дизайн занимает активную позицию, все больше и больше влияя  на своих старших собратьев по цеху – архитектуру и монументально-декоративное искусство. Появляются неведомые раньше стили высоких технологий, ориентированные на новейшие технические достижения, авангардные течения. Еще недавно незнакомое нам иностранное слово «дизайн» все активнее  входит в наш обиход, становясь популярной приставкой. Вместо привычных «парикмахер», «модельер» или «фотограф», мы все чаще встречаем такие названия как «дизайн прически», «дизайн одежды», «фотодизайн», «фитодизайн», «графический дизайн». Этот ряд понятий можно продолжить

Сообщения об ошибках и исправление ошибок в MATLAB