Первые орудия труда и механизмы Ткачество Цеховые объединения ремесленников В основе мануфактурного производства Двигатель внутреннего сгорания Идеи дизайна в эпоху промышленных революций

Проявление дизайна в творческой деятельности человека в древние времена. Подобная  деятельность человека продолжалась тысячелетиями. Но где-то на грани палеолита и неолита, когда уже были открыты способы изготовления керамических сосудов и полированных каменных топоров, этим предметам (прежде всего керамике и одежде) начало придаваться еще одно качество – качество красоты. Вещи стали украшаться орнаментом. Предмет стал компоноваться не для одной лишь сугубо утилитарной цели. Он воплотил теперь в себе и некую духовную функцию. Кроме принципа утилитаризма, в дизайн вошел принцип красоты. Так было положено начало декоративно-прикладному искусству – одному из самых могучих проявлений дизайна во все предшествующие столетия.

Изобретение часов и мельницы. Теория машин

Второй материальной основой для создания машинного производства являлись мельницы, в которых был заложен принцип использования внешних сил, и рука человека с предметом труда во время его обработки не соприкасалась. Уже в рабовладельческом обществе орудия размола зерна стали приводиться в движение водяными колесами. Примерно в X в. в Западной Европе появились ветряные мельницы.

Изобретение, а затем широкое применение механических часов, с одной стороны, позволило изучить равномерное движение, а с другой - натолкнуло на мысль применить принцип автоматизма для производственных целей. Развитие мельниц способствовало тому, что принцип освобождения руки человека от соприкосновения с предметом труда был перенесен на другие трудовые процессы. Таким образом, были созданы необходимые условия для перехода к машинной индустрии.

Машинная техника мануфактурного периода представляла собой орудия труда, приводимые в действие силами природы. Основным двигателем становится водяное (гидравлическое) колесо. Все механизмы, которые раньше приводились в действие вручную или силой животных, начинают приводиться в движение при помощи гидравлического колеса.

Применение машин в мануфактурный период наталкивалось на мощное сопротивление наемных рабочих и ремесленников. Первые видели в машинах главную причину своего тяжелого материального положения. Ломая машины, они рассчитывали сохранить свое прежнее рабочее место и прежний заработок. Ремесленники видели в машинах своего главного конкурента, ведущего к их разорению. Играя большую роль в хозяйственной жизни многих европейских стран, цеховые объединения ремесленников добивались специальных законов, ограничивавших и даже запрещавших внедрение машин.

Характерным примером является внедрение ленточной машины в текстильном производстве, изобретателя которой подвергли пожизненному тюремному заключению. В Голландии законами, принятыми в 1623, 1639 и 1648 гг., применение ленточного станка и пользование всеми предметами, вырабатываемыми на этом станке, было категорически запрещено. Аналогичные законы были приняты в Германии и в других странах. Однако, несмотря на запреты, ленточная машина, заменяющая труд 18-20 рабочих, внедрялась в производство, так как позволяла значительно поднять производительность труда, улучшить качество продукции и во много раз сократить ее стоимость. В середине XVIII в. в ряде стран были не только отменены все законы, запрещавшие применение ленточной машины, но даже назначены премии за ее установку.

Игольщик. Гравюра, 1568 г.

Насос для откачки воды из шахты с помощью мягких шаров на цепи, приводимых в действие специальным колесом - топчаком (из сочинений Г.Агриколы "О горном деле и металлургии", 1556 г.

Уильям Моррис и Движение "Искусства и ремесла"

Уильям Моррис попытался восстановить те методы, какими работал ремесленник в средние века, когда не существовало механизированного производства, а потому не было ни стандартных изделий, ни античеловеческих темпов работы. Во многих работах Морриса и его последователей черты современности перекликались со средневековыми традициями, особенно это характерно для мебели. У.Моррис во многом выступил как последователь Рёскина,

Человек с глубокой древности мечтал подняться в воздух. В средние века была открыта способность горячего воздуха поднимать лекгие тела. Реально эти идеи воплотились лишь в конце XVIII века. В 1766 году был открыт водород, а на примере мыльных пузырей, наполненных водородом, был разработан принцип аэростата. Проблема оболочки решилась при участии профессора Шарля, который использовал пропитанный каучуком шелк. Первый шар был запушен братьями Монгольфье. Оболочка его была сделана из шелка, обклеенного бумагой, над нижним отверстием располагалась жаровня на решетке из виноградных лоз.

Пионерами полета на аппарате, снабженным двигателем, стали англичане Уильям Хенсон и Джон Стринг-фелло. В 1840 г. они построили летательный аппарат с паровым двигателем. Первый управляемый полет совершили в 1903 году американцы братья Райт. На их «флайере» был установлен легкий бензиновый двигатель.

На иллюстрации: фердинант Цеппелин. Первый воздушный корабль LZ-1 над озером Бодензее, 1900.

Самый большой дирижабль в мире: 25 комфортабельных кают с холодной и горячей водой на 50 пассажиров, 55 членов экипажа, ресторан с кухней, комнатой отдыха и обозрения горизонта. Его катастрофа в 1937 году привела к закрытию дирижаблестроитель-ной компании "Цеппелин"

Современный дизайн занимает активную позицию, все больше и больше влияя  на своих старших собратьев по цеху – архитектуру и монументально-декоративное искусство. Появляются неведомые раньше стили высоких технологий, ориентированные на новейшие технические достижения, авангардные течения. Еще недавно незнакомое нам иностранное слово «дизайн» все активнее  входит в наш обиход, становясь популярной приставкой. Вместо привычных «парикмахер», «модельер» или «фотограф», мы все чаще встречаем такие названия как «дизайн прически», «дизайн одежды», «фотодизайн», «фитодизайн», «графический дизайн». Этот ряд понятий можно продолжить

Сообщения об ошибках и исправление ошибок в MATLAB