Первые орудия труда и механизмы Ткачество Цеховые объединения ремесленников В основе мануфактурного производства Двигатель внутреннего сгорания Идеи дизайна в эпоху промышленных революций

Проявление дизайна в творческой деятельности человека в древние времена. Подобная  деятельность человека продолжалась тысячелетиями. Но где-то на грани палеолита и неолита, когда уже были открыты способы изготовления керамических сосудов и полированных каменных топоров, этим предметам (прежде всего керамике и одежде) начало придаваться еще одно качество – качество красоты. Вещи стали украшаться орнаментом. Предмет стал компоноваться не для одной лишь сугубо утилитарной цели. Он воплотил теперь в себе и некую духовную функцию. Кроме принципа утилитаризма, в дизайн вошел принцип красоты. Так было положено начало декоративно-прикладному искусству – одному из самых могучих проявлений дизайна во все предшествующие столетия.

Изобретение часов и мельницы. Теория машин

Еще среди античных текстов встречаются сочинения механиков древности, в которых они пространно рассуждали о том, как машина может заменить живую силу. Примером может служить трактат "Театр автоматов" Герона Александрийского, в котором автор подробно описывал храмовые и театральные механизмы, позволявшие создавать поразительные эффекты сочетания живых актеров и машин.

Значительное развитие теория машин получила в Римской империи. В "Десяти книгах об архитектуре" Марка Витрувия последняя книга посвящена специально машинам. Здесь дано первое понятие машины, как "сочетание соединенных вместе деревянных частей, обладающее огромными силами для передвижения тяжестей". Современные исследователи отмечают, что в течение более полутора тысячи лет, с античности до эпохи Возрождения, принципы создания машин практически не изменялись. Такие машины изготавливали преимущественно из дерева (металлические детали были крайне редки), и использовались они для экономии физического труда и вовлечения в работу мощных сил природы, превосходящих силу человека и животных. Это были различные подъемные приспособления, мельницы, прядильные механизмы.

В XII-XIII веках начался принципиально новый этап изобретательства - создание многофункциональных механизмов с заменой отдельных частей машин другими для выполнения новых работ. Классический пример -эволюция мельниц: с помощью специальных устройств на традиционной мукомольной мельнице стало возможным валять сукно, делать бумагу, обрабатывать металл, пилить дерево.

В это время создаются рисунки фантастических механизмов, включая перпетуум-мобиле, сопровождаемые краткими комментариями, как, например, в альбоме первой половины XIII века Виллара де Оннекура из Пикардии. Естествоиспытатели и философы стали описывать возможные, чисто дизайнерские образцы техники будущего [4, с.10].

Кардинальную роль в развитии техники в XVII в., и в особенности в XVIII в., сыграли часы и мельница, изобретение которых стало материальной основой для перехода к машинной индустрии.

"Часы - это первый автомат, употребленный для практических целей. На их основе развилась вся теория, производства равномерных движений" (К. Маркс)

Еще в древности, примерно за 3000 лет до н.э., в Египте, Индии, Китае пользовались для измерения времени солнечными часами. Для измерения небольшого промежутка времени в древности использовали песочные или водяные часы, в которых время измерялось перетекающим содержимым из одного сосуда в другой. В XIII в. появились механические часы башенного типа с одной стрелкой. Эти первые механические часы приводились в движение грузом, подвешенным на канате к барабану. В конце XV в. были изобретены пружинные переносные часы, приводившиеся в движение свернутой упругой пружиной. Однако все эти часы давали весьма приблизительные показания времени. Полный переворот в этой области был произведен лишь в XVII в. выдающимся голландским механиком, физиком и математиком Христианом Гюйгенсом (1629—1695). Гюйгенс впервые в 1657 г. применил в качестве регулятора в стационарных часах маятник, а в переносных часах - упругую спираль. Для регулятора хода часов с упругой спиралью он применил балансир, т.е. изобрел специальный спуск для передачи маятнику и пружинам импульсов. Свое изобретение Гюйгенс описал в небольшой работе "Маятниковые часы". Эта книжка вошла в историю науки как пример сочетания теории с конструктивным решением проблем.

Джон Рескин

John Ruskin (1819-1900)

Известный английский писатель, теоретик искусства, философ, художник, один из лидеров движения «Искусства и ремесла», оказавший существенное влияние на культурную жизнь Англии второй пол. XIX века. Сторонник прерафаэлитов писал об ужасах и антигуманности индустриализации и об идиллической средневековой сельской Англии. Его произведения о проблемах культуры отличаются изысканностью слога.

черкивая, что искусство является комплексной творче кой деятельностью.

Рёскин высоко оценивал художественную нерасчлене ность архитектуры, изобразительного искусства и пред метной среды средневековья. Этой нерасчлененностьк вдохновлялись английские прерафаэлиты, программе ко торых Рескин посвятил несколько специальных работ. Н дальнейшее разделение труда на элитарно-творческий неквалифицированный, чисто исполнительский труд, мнению Рёскина, привело к необратимым и печальным г следствиям.

Выступая против буржуазной действительности, Рёскин все время подчеркивал уродливость контрастов богатства и бедности, индустриализации городов и заброшенность сельских мест, гибельного роста новой предметной среды и оскудения природы. Он боролся не против техники как таковой, а против оправдания сопутствующих ей неудобств и лишений, намного опередив в этой полемике свое время. Машина подвергалась им критике, поскольку она вытеснила здоровое физическое упражнение и мастерство рук и глаза, необходимые для совершенства всякой работы. Машина может быть лишь помощником человека. Обеспокоенность Рёскина последствиями ничем не ограниченного вмешательства людей в природу смыкается с современными1 положениями экологической эстетики. Рёскин не признавал продукцию массового производства и призывал вернуться к ремеслам. Вдохновлял его на эти призывы романтический взгляд на средневековье. Он отрицал, как совершенно надуманное, разделение искусства на так называемое чистое и декоративное, ссылаясь на то, что великое творение Микеланжело в Сикстинской капелле является по сути декоративной росписью. В возрождении ремесел Рёскин надеялся найти альтернативу ужасающему его фабричному производству, а также возможность повысить эстетическую ценность обычных предметов быта [9, С, 14].

Он призывал ремесленников и архитекторов вернуться к природным формам, отрицая ценности викторианской культуры и предвосхищая таким образом работы архитекторов "ар нуво" - Орта, Гимара и Гауди [9, С, 14].

Современный дизайн занимает активную позицию, все больше и больше влияя  на своих старших собратьев по цеху – архитектуру и монументально-декоративное искусство. Появляются неведомые раньше стили высоких технологий, ориентированные на новейшие технические достижения, авангардные течения. Еще недавно незнакомое нам иностранное слово «дизайн» все активнее  входит в наш обиход, становясь популярной приставкой. Вместо привычных «парикмахер», «модельер» или «фотограф», мы все чаще встречаем такие названия как «дизайн прически», «дизайн одежды», «фотодизайн», «фитодизайн», «графический дизайн». Этот ряд понятий можно продолжить

Сообщения об ошибках и исправление ошибок в MATLAB