Первые орудия труда и механизмы Ткачество Цеховые объединения ремесленников В основе мануфактурного производства Двигатель внутреннего сгорания Идеи дизайна в эпоху промышленных революций

Проявление дизайна в творческой деятельности человека в древние времена. Подобная  деятельность человека продолжалась тысячелетиями. Но где-то на грани палеолита и неолита, когда уже были открыты способы изготовления керамических сосудов и полированных каменных топоров, этим предметам (прежде всего керамике и одежде) начало придаваться еще одно качество – качество красоты. Вещи стали украшаться орнаментом. Предмет стал компоноваться не для одной лишь сугубо утилитарной цели. Он воплотил теперь в себе и некую духовную функцию. Кроме принципа утилитаризма, в дизайн вошел принцип красоты. Так было положено начало декоративно-прикладному искусству – одному из самых могучих проявлений дизайна во все предшествующие столетия.

Мануфактура. Дифференциация инструментов труда. Гидравлический двигатель.

Начиная с XVI века происходит укрупнение цехового производства посредством кооперации цехов в мануфактуры (от лат. manus - "рука" и factura - "изготовление"). Оно позволило провести еще большее разделение труда внутри предприятия. Это дало значительный рост производительности труда, при использовании тех же простых орудий производства обеспечило, а вместе с ней рост заработка рабочих, и уменьшение себестоимости изделий. В XVIII в. небольшая мануфактура, производящая иголки, в которой было занято всего 10 рабочих, при разделении труда производила в день 48 тыс. иголок, т.е. на одного рабочего приходилось 4,8 тыс. иголок. Один же ремесленник, выполняя все операции процесса производства иголок (до 92 операций), мог изготовить в день не больше 20 иголок.

Сужение видов деятельности каждого рабочего внутри мануфактуры до одной или нескольких операций привела к появлению специализированных орудий труда, наиболее полно отвечающих требованиям тех или иных операций. Так, например, на английских железоделательных мануфактурах XVIII в. применялось свыше 500 молотков разнообразной формы, причем каждым из них производилась только одна операция.

Возникновение мануфактур относят к ХIV в. Впервые они появились в Италии. В конце XV - начале XVI вв. они стали создаваться в Германии, Англии, Нидерландах, Франции. В XVI—XVIII вв. суконные, шелковые, оружейные, стекольные и др. мануфактуры распространились во всех европейских странах.

С развитием мануфактур производственные процессы требовали большого количества людей, больших затрат энергии, были подготовлены необходимые условия для перехода к машинному производству.

Первые мануфактуры возникли в текстильном производстве.

В сер. XVIII в, хлопчатобумажная промышленность получает развитие во многих странах, и, в особенности, в Англии. Крупнейшим изобретением, ставшим толчком в развитии текстильного производства стал вязальный станок, сконструированный в 1589 г. английским студентом В. Ли. Он позволил приступить к производству чулок машинной вязки. Первые чулочные мастерские были построены Ли во Франции в н. XVII в. Позже машинная вязка чулок распространилась и в других странах: в Англии, Голландии, Австрии, Саксонии.

Дж. Перре. Набор ножей и лезвий, Париж, 1771 г.

Хлопковая мануфактура, Великобритания, 1835 г.

В XVI в. происходит укрупнение цехового производства кооперацией цехов в мануфактуры Мануфактурное производство дало стимул на рост производительности труда, уменьшение себестоимости изделий, а в целом - толчок массовому производству.

Изделия мануфактурного производства.

М.Боултон, Дж.Фотергилл. Чайник (1774) и подогреватель пищи (1776) Бирмингем.

Футляр для бритв производства Британской мануфактуры, начало XVIII в.

 

 

 

 

 

Фердинант Цеппелин

Ferdinand Graf von Zeppelin

(1838-1917)

Выдающийся  немецкий конструктор дирижаблей жесткой конструкции "цеппелин". После военной службы генерал Цеппелин с 1891 г. занимается строительством воздушных кораблей. 2 июля 1900 г. стартовал первый дирижабль Цеппелина LZ-1. Всего при жизни графа Цеппелина было построено 130 дирижаблей LZ.

Современный дизайн занимает активную позицию, все больше и больше влияя  на своих старших собратьев по цеху – архитектуру и монументально-декоративное искусство. Появляются неведомые раньше стили высоких технологий, ориентированные на новейшие технические достижения, авангардные течения. Еще недавно незнакомое нам иностранное слово «дизайн» все активнее  входит в наш обиход, становясь популярной приставкой. Вместо привычных «парикмахер», «модельер» или «фотограф», мы все чаще встречаем такие названия как «дизайн прически», «дизайн одежды», «фотодизайн», «фитодизайн», «графический дизайн». Этот ряд понятий можно продолжить

Сообщения об ошибках и исправление ошибок в MATLAB