Первые орудия труда и механизмы Ткачество Цеховые объединения ремесленников В основе мануфактурного производства Двигатель внутреннего сгорания Идеи дизайна в эпоху промышленных революций

Проявление дизайна в творческой деятельности человека в древние времена. Подобная  деятельность человека продолжалась тысячелетиями. Но где-то на грани палеолита и неолита, когда уже были открыты способы изготовления керамических сосудов и полированных каменных топоров, этим предметам (прежде всего керамике и одежде) начало придаваться еще одно качество – качество красоты. Вещи стали украшаться орнаментом. Предмет стал компоноваться не для одной лишь сугубо утилитарной цели. Он воплотил теперь в себе и некую духовную функцию. Кроме принципа утилитаризма, в дизайн вошел принцип красоты. Так было положено начало декоративно-прикладному искусству – одному из самых могучих проявлений дизайна во все предшествующие столетия.

Цеховые объединения ремесленников

Феодальные отношения породили цеховые объединения ремесленников как средство защиты против притеснений феодалов,  роста конкуренции, укрепления и развития городского ремесла. Впервые цеховые объединения  возникли в Византии (IX в.) и Италии (X в.), несколько позднее - во всех странах Европы, в том числе и на Руси. Цех объединял городских ремесленников одного или нескольких близких промыслов. Полноправными членами цеха могли стать только ремесленники-мастера, имевшие ограниченное количество подмастерьев и учеников. Цех тщательно охранял исключительное право своих членов на занятие данным видом ремесла. Больше того,  цех регламентировал процесс производства: продолжительность рабочего дня (от восхода до захода солнца), число подмастерьев, технологию производства, объем сырья и готовых продуктов, цены на их реализацию и т. п. Цехи служили своеобразным видом организованной взаимопомощи мастеров. С развитием техники продолжало увеличиваться техническое разделение труда, рост числа профессий и цехов. Так, в производстве тканей были заняты сразу несколько отдельных цехов: шерстобитов, прядильщиков, ткачей, сукновальни. Далее производился ряд других операций: стрижка, ворсование, окраска, и только после этого сукно уже шло в продажу. В Париже в н. XIV в. насчитывалось свыше 300 ремесленных цехов, объединявших около 5,5 тыс. ремесленников.

Появление цеховых объединений имеет большое значение в истории человечества. К средневековым цеховым мастерским как своеобразной идеальной форме производственной деятельности и отношений, обучения секретам профессионального мастерства несколько веков спустя будут обращены взоры многих ученых-реформаторов и в особенности первых теоретиков современного дизайна Джона Рескина (1819-1900), Уильяма Морриса (1834-1896), Вальтера Гропиуса (1883-1969).

Теоретические концепции зарубежного дизайна. М.: ВНИИТЭ, 1992. - 1-122 с.

Харенберг , Бодо. Хроника человечества.
М.: Большая энциклопедия, 1996. - 1200 с, ил.

Аронов В., Иконников А., Дижур А. и др.
100 дизайнеров Запада. -

М.: ВНИИТЭ, 1994. - 216 с.

8. Гидион 3. Пространство, время, архитектура

/ Сокращенный перевод с немецкого М.В. Леонене, И.Л.Черня. - 3-е издание - М.: Стройиздат, 1984. - 455 с, ил.

9. Методика' художественного конструирования. Дизайн-программа.
М.: ВНИИТЭ, 1987.- 172 с, ил.

10. Клике P.P. Художественное проектирование экспозиций,- М.: Высшая
школа, 1978. - 368 с, ил.

11. Мэри Холлингсворт. Искусство в истории человека. -
Искусство - перевод с итальянского О.Б.Бобровой при участии И.В.Бе
ленького.

12. Ruskin J. Selected Works. Vol II. L.,1907 г.

13. Сизеранн Р. де ля. Рескин и религия красоты. - М.,1900 г.

14.  Харди У. Путеводитель по стилю «Арт Нуво». М.: Радуга, 1998 г. -128 с.
перевод с английского Т. Боднарук, М.Лахути.

Воронов Н.В. Очерки истории отечественного дизайна. Часть II.
М.: издательство Московского государственного художественно-про
мышленного университета имени С.Г.Строганова, 1998 г. -145 с.

Хан-Магомедов С.О.Архитектура Советского авангарда: в 2 кн.: Кн.1 |
Проблемы формообразования. Мастера и течения. - М.: Стройиздат,
1996.-709 с, ил.

Современный дизайн занимает активную позицию, все больше и больше влияя  на своих старших собратьев по цеху – архитектуру и монументально-декоративное искусство. Появляются неведомые раньше стили высоких технологий, ориентированные на новейшие технические достижения, авангардные течения. Еще недавно незнакомое нам иностранное слово «дизайн» все активнее  входит в наш обиход, становясь популярной приставкой. Вместо привычных «парикмахер», «модельер» или «фотограф», мы все чаще встречаем такие названия как «дизайн прически», «дизайн одежды», «фотодизайн», «фитодизайн», «графический дизайн». Этот ряд понятий можно продолжить

Сообщения об ошибках и исправление ошибок в MATLAB