Первые орудия труда и механизмы Ткачество Цеховые объединения ремесленников В основе мануфактурного производства Двигатель внутреннего сгорания Идеи дизайна в эпоху промышленных революций

Проявление дизайна в творческой деятельности человека в древние времена. Подобная  деятельность человека продолжалась тысячелетиями. Но где-то на грани палеолита и неолита, когда уже были открыты способы изготовления керамических сосудов и полированных каменных топоров, этим предметам (прежде всего керамике и одежде) начало придаваться еще одно качество – качество красоты. Вещи стали украшаться орнаментом. Предмет стал компоноваться не для одной лишь сугубо утилитарной цели. Он воплотил теперь в себе и некую духовную функцию. Кроме принципа утилитаризма, в дизайн вошел принцип красоты. Так было положено начало декоративно-прикладному искусству – одному из самых могучих проявлений дизайна во все предшествующие столетия.

Книгопечатание, изобретение бумаги

Изобретение книгопечатания стоит в одном ряду с такими историческими достижениями человечества, как изобретение колеса и письменности. Книгопечатание сыграло кардинальную роль в развитии средневековой техники, науки и культуры, сделав накопленные веками разными народами знания общедоступными.

Книгопечатанию предшествовало изобретение бумаги.

Изобретателем бумаги был китаец Чай Лунь (около II в.). Начатое производство бумаги в Китае получило затем распространение в Средней Азии, Корее, Японии, Индии и других странах Востока. В Европе бумага появилась в XI—XII вв. Вскоре она полностью заменила пергамент, на котором раньше писались книги и документы.

Первые книги появились в Японии и Китае в VI в. На пластинках из дерева, глины и слоновой кости вырезали иероглифы или картинки и покрывали их тушью. Затем такую пластинку прижимали к листу бумаги, и на ней появлялся отпечаток. В XI в. в Китае были изобретены подвижные литеры с отдельными буквами или слогами, которые можно было набирать в строчки.

Первое печатание книг в Западной Европе относится к концу XIV - началу XV вв. Изобретателем печати с подвижных наборных литер стал немецкий мастер Иоганн Гутенберг (1400—1468). Он изготовил с помощью ручного литейного станка более ста совершенно одинаковых взаимозаменяемых металлических литер из сплава свинца, олова, сурьмы и висмута. В 1450 г. в городе Майнце он начал печатать Библию на 1286 страницах (т.н. 42-строчная Библия). Чтобы получить качество, не уступающее рукописным образцам Библии, Гутенберг отлил 299 литер и знаков. В результате была придумана дешевая, точная и быстрая система изготовления литер, позволяющая набирать текст крупными фрагментами. Такой способ печати быстро распространился по Европе, способствуя распространению светской образованности.

Для печатания были созданы специальные печатные станки, представляющие собой ручной пресс с двумя горизонтальными плоскостями: на одной устанавливался матриценаборным шрифтом, к другой прижималась бумага. Предварительно матрица покрывалась смесью сажи и льняного масла. Такой станок позволял изготовить до 100 отпечатков в час. С 1440 по 1500 г. этим способом было напечатано свыше 30 тысяч наименований книг. Тираж каждой книги достигал примерно 300 экземпляров. Такие книги получили название "инкунабул".

Иоганн Гутенберг (1400— 1468) - изобретатель книгопечатания с наборных литер. Родился в Майнце, происходил из старого дворянского рода Гонцфлешей. В1420 г. покинул Майнц, стал заниматься ремеслом, принял фамилию своей матери - Гутенберг. В1440 г, живя в Страсбурге, изготовил свой первый печатный станок. В 1948 г. вернулся в Майнц и до конца жизни посвятил себя книгопечатанию. Первыми книгами Гутенберга были календари и грамматика Доната (всего он выпустил 13 таких изданий). В1445 году он выпустил первую печатную библию объемом в 1286 страниц. В этом издании типографской краской был набран только текст, заглавные буквы и рисунки рисовал от руки художник. Открытый Гутенбергом способ книгопечатания оставался практически неизменным до конца XVIII века.

Ручной печатный станок.

В средневековой печатной мастерской. Гравюра по дереву Ёста Аммана.

 

Огнестрельная артиллерия XIV века.

Ливорно. План города и порта с мощными фортификационными сооружениями.

Орудие Гатлинга, (сер. XIX в.) состоящее из нескольких вращающихся поочередно стреляющих стволов.

Список литературы к Главе 1

1. Михайлов СМ. История дизайна. Том 1

Учебн. для вузов. - М.: Союз Дизайнеров России, 2000. - 264 с, ил.

2. Энциклопедия для детей под редакцией М.Аксеновой.
Т.14. "Техника". М.: Аванта+, 2000. - 688с, ил.

3. Зворыкин и др. История Техники.

М.: Издательство экономической литературы, 1962

Рыжов К.В. Сто великих изобретений.
М.: Вече, 2000. - 528 с.

Аронов В.Р.

Современный дизайн занимает активную позицию, все больше и больше влияя  на своих старших собратьев по цеху – архитектуру и монументально-декоративное искусство. Появляются неведомые раньше стили высоких технологий, ориентированные на новейшие технические достижения, авангардные течения. Еще недавно незнакомое нам иностранное слово «дизайн» все активнее  входит в наш обиход, становясь популярной приставкой. Вместо привычных «парикмахер», «модельер» или «фотограф», мы все чаще встречаем такие названия как «дизайн прически», «дизайн одежды», «фотодизайн», «фитодизайн», «графический дизайн». Этот ряд понятий можно продолжить

Сообщения об ошибках и исправление ошибок в MATLAB