Первые орудия труда и механизмы Ткачество Цеховые объединения ремесленников В основе мануфактурного производства Двигатель внутреннего сгорания Идеи дизайна в эпоху промышленных революций

Сто лет дизайна для истории  – очень небольшой срок, в отличие от архитектуры и монументально-декоративного искусства, история которых насчитывает уже не одно тысячелетие. Однако, это не простые сто лет. Многие исследователи считают, что наша цивилизация за последние сто лет проделала путь, соизмеримый в своих открытиях и научно-технических достижениях со всей остальной историей человечества. А, значит, и летопись дизайна, отражающая весь ход научно-технического прогресса, несмотря  на свои скромные рамки становится сопоставимой с традиционными и знакомыми нам всем историями живописи, архитектуры, градостроительства, декоративного искусства и нуждается в серьезном и скрупулезном рассмотрении. И не случайно сегодня во многих странах уже появились специальные музеи современного искусства и дизайна.

Разделение труда. Обособление ремесла

Огромное влияние на развитие техники оказало общественное разделение труда и появление ремесел как обособленного вида деятельности.

Первое крупное общественное разделение труда произошло уже при первобытнообщинном строе: отделение пастушеских племен от земледельческих. Скотоводство дало новые продукты: молоко и шерсть, развилось изготовление сыра и масла; возникла новая форма посуды - бурдюк. Использование шерсти привело к появлению войлока и ткани, изобретению веретена и простейшего ткацкого станка. Прирученный скот дал возможность заменить работу человека животной тягой, это, в свою очередь, положило начало вьючному, а потом гужевому транспорту. Превращение скотоводства в самостоятельное занятие обогатило технику целым рядом новых достижений. Мотыга развилась в плуг, а нож - в серп, была изобретена борона. Переработка продуктов земледелия вызвала к жизни обмолот зерна, выпечку хлеба, приготовление растительного масла, варку пива.

Позднее, при рабовладельческом строе, дальнейшее общественное разделение труда привело к специализациям в сельском хозяйстве, появлению класса ремесленников, возникновению торговли как особого вида деятельности.

С деятельностью купцов связано быстрое усовершенствование дорог, производство предметов роскоши и чеканка монеты, а также широкое применение колесной повозки и парусного корабля. Применение рабского труда усилило обособление ремесла от земледелия и тем самым вызвало развитие многочисленных его отраслей. Развитие ремесла и торговли привело к образованию городов, а образование крупных городов, в свою очередь, - к специализации внутри ремесла.

Непосредственным следствием образования отдельных ремесел явилась специализация орудий труда, наиболее наглядно проявившаяся в молотке: в Риме во времена Юлия Цезаря уже применялись его основные специализированные формы: кузнечно-слесарный, плотничный, сапожный, каменотесный и др. специальные молотки.

Специализация работника только на одном виде ремесла создала условия для появления целого ряда новых изобретений. Среди них особенное хозяйственное значение имели плуг, мельница, прессы для винограда и маслин, грузоподъемные механизмы, способы термической обработки железа, применение пайки, штамповки и травления металла, изготовление кислого хлеба, развитие механизмов, построенных на ротационном принципе.

Разделение труда при рабовладельческом строе создало условия для развития науки, искусства, появления таких изобретателей и теоретиков, как Архимед, Герон Александрийский, Аристотель, Эвклид.

 

Специализация в сельском хозяйстве, ремеслах привела к появлению новых орудий труда. Развитие ремесел и торговли привело к образованию городов. Первые города возникли еще на заре рабовладельческого способа производства. Создание городов в Южном Двуречье (Месопотамская долина), в Египте, Малой Азии, Закавказье, Индии, Китае относится к III—I тысячелетиям до н. э.

Вавилон ок. 600 г. до н.э.: на переднем плане Ворота Иштар и Дорога процессий; на втором плане - "висячие сады" Семирамиды (реконструкция).

Коринфский статер (ок. 320 до н.э.) Тетрадрахма из Тараса (323 до н.э.) Статер из Элиды (ок. 454 до н.э.)

Средневековые орудия труда английского крестьянина.

Парижская выставка 1889 г. была приурочена к 100-летию французской революции. Ее главным символом стало триумфальное сооружение Эифелевой башни, превышавшей в то время все высотные сооружения мира. Изящная ажурная конструкция из стали стала олицетворением промышленной революции XIX века, одной из образных доминант Парижа.

Башня была возведена за 26 месяцев. Исключительнь были не только темпы строительства, но и его метсч Все элементы металлической конструкции изготовляли на заводе и затем монтировались на месте. Прогресс, достигнутый за прошедшие с 1878-1889 гг, бы настолько фантастичным, что посетители приходили] восторг от смелости конструкции Дворца машин и Эйф„ вой башни. Значение этих сооружений остается непр зойденным [3; С. 177]. В грандиозных выставках отразились существовавши тогда в обществе оптимизм и вера в неограниченные .. можности индустрии. Индустрия "объединит человеч ство", - приблизительно так мечтал в 1850 г. английск, принц-консорт Альберт. В начале бурного развития пр мышленности казалось, что ей под силу любое дело. Лк искренне ожидали "от индустрии решения всех вечных ровых проблем [3, С. 166]. Всемирные промышленные выставки сыграли значите, ную роль в становлении и развитии дизайна. На этих вь тавках технические изделия, подобно произведениям . кусства, впервые были представлены на всеобщее об зрение как художественные экспонаты. Здесь выявили, основные недостатки эстетики форм первых промышлё| ных изделий. В угоду запросам обывателя, а также ствие инерции мышления самих художников, первые пр мышленные изделия имитировали старые формы ручн работы с обильным украшением декором. Однако собр ные на выставке вместе в таком большом количестве продемонстрировали безнадежно дурной вкус. В резуль тате чего необходимость поиска нового формообразов^ ния, основанного на иных эстетических принципах, отв чающего особенностям технологии машинного произв ства, стала очевидной.

Прошло чуть больше ста лет, и  дизайн превратился в самостоятельный  и один из самых влиятельных видов  проектного и художественного творчества. Сегодня трудно себе представить какую-либо сферу человеческой деятельности, в которой бы не трудился дизайнер. Дизайн создает привлекательную и комфортную для человека среду, облегчая человеку работу и быт, воспитывает его эстетический вкус, ориентируясь на новейшие научно-технические достижения, технологии и материалы, самые современные веяния моды, самые изысканные запросы потребителей.

Сообщения об ошибках и исправление ошибок в MATLAB