Супрематизм К. Малевича Конструктивная живопись

История искусства в России Художественные течения

Проблема формирования "абстрактного метода художественного мышления" и его трансформации в ХХ веке от яркого живописного явления до промышленного и компьютерного искусства является особо актуальной. Основное внимание в данной работе посвящено рассмотрению трансформации абстрактного метода в отечественном искусстве и месту послевоенной абстракции в мировом художественном процессе.

А. Лентулов. Девушка с гитарой 1913.

Конструктивная живопись

В. Татлин. Матрос 1911. Эскизный конструктивный рисунок.

И.Пуни. Скульптура 1915. Материальный рельеф.

Л.Попова, Живописная архитектоника 1920. Живописный рельеф.

Живопись на границе предметной и беспредметной (реальности и абстракции)

Ле корбюзье. Композиция, 1928-1960. Пуризм

25 Х. Арп. Без названия 1952. Обобщенный рисунок природного объекта, выявляющий выразительность его очертания.

Э. Келли. Лист кувшинки. Работы Келли демонстрируют способность художника видеть в любой вещи формулу ее устройства.

30. Н. де Сталь. Фигура на берегу моря 1952. Перевод реальности в обобщенное соединение пастозных живописных пятен.

31. Н. де Сталь. Дорога.

Использование технологии, как повода для создания произведения. Абстрактный экспрессионизм.

34. М.Ротко. Работы 50-х - 60-х гг.

Использование предметов и их фрагментов как сюжета произведения или его фрагментов.

39. Д.Джонс. Флаг, идущий вверх, коллаж, 1955.

40. Э. Уорхол. Этикетка с банки супа «Кемпбелл» (мясо с овощами), 1962

41. Р. Раушенберг. Выполненные в сложной технике, работы Раушенберга соединяют шелкографические изображения, фрагменты материального подбора и свободно-положенные пятна краски, являясь слепком окружающей реальности.

Обостренный интерес к послевоенной советской абстрактной живописи мы можем наблюдать в США , о чем свидетельствует выставка "Реалии и утопии: абстрактная живопись в коллекции Нортона Доджа" (2001 год) в Zimmerly Art Museum (New Jersey, США), представившая коллекцию абстрактной живописи из собрания Нортона и Ненси Додж. Эта выставка явилась одной из планируемых в 2002-2003 трех выставок, посвященных модернизму и абстрактному искусству в послевоенной советской культуре.
Абстрактный метод в живописи

Живопись энкаустическим способом, как и окраска, велась красками, которые в холодном виде находились в твердом состоянии и получали способность браться на кисть лишь по разогревании на огне. Поверхность, на которую наносились краски, должна была быть также теплой. Только при названных условиях могла вестись работа энкаустикой.

Выполнение окраски, особенно живописи, с подобным материалом велось, разумеется, не без затруднений; недаром Плиний называет энкаустику «утруждающим способом живописи» («tarde picturae ratio»). Зато краски энкаустики тотчас же по охлаждении становились твердыми; им оставалось лишь придать однородный блеск, что достигалось с помощью обжига, заключавшегося в поднесении к живописи на один момент жаровни, наполненной раскаленными углями («каутерия»).

Энкаустикой велась работа на тонких деревянных досках, которые подогревались с обратной стороны и таким образом поддерживали краски в жидком состоянии, позволявшем перемешивать их между собой. Так выполнялись известные файюмские портреты.

Теми же красками окрашивались фасады храмов и украшались корабли. Так работали выдающиеся художники того времени — Протоген и Гераклит, начавшие свою артистическую деятельность с украшения кораблей. Слоем воска покрывались не только стены зданий для придания им глянцевой поверхности, но также и статуи, как о том свидетельствуют Плиний и Витрувий. Пракситель особенно ценил те из статуй, которые покрывал воском живописец Нициас, так как вместе с лакировкой статуе придавалась одновременно и легкая окраска, тон которой особенно удавался Нициасу. Наконец ими же выполнялись орнаментальные работы на слоновой кости, что напоминало итальянские работы чернью и «сграффито»

Анализ окраски древних египетских фасадов установил тот факт, что пчелиный воск в продолжение 4900 лет не оксидировался, тогда как другие связующие вещества, например жирные масла, не только оксидировались, но и разрушились. Спрашивается, почему же до нашего времени дошло так мало образцов древней энкаустики? Рим был богат художественными произведениями, поступившими к нему из Греции, где процветала энкаустика. Большинство этих сокровищ, однако, погибло во время пожара Рима, многое при взятии Рима уничтожено иконоборцами, яростно разрушавшими остатки «идолов» античного времени. В XII веке все остальное было уничтожено.

Византийское искусство заимствовало впоследствии восковые краски у древних, использовав их для живописи на досках и стенах, причем позднее они получили значительное видоизменение и приобрели своеобразный характер, при котором отпадала необходимость в употреблении каутерия.

В трактате о живописи греческого монаха Дионисия, в параграфе 37, изложен рецепт подобной энкаустики:

«Возьми клея, золы и белого воска и поставь на огонь с водой раствориться. Прибавь в эту смесь краски, хорошо разотри и пиши кистью, что хочешь, дай краске высохнуть и потом полируй»

Применение воска в живописи сохранялось долгое время, о чем свидетельствуют как рукописные документы, так и химический анализ красок некоторых произведений, причем воск в позднейшее время играл, по-видимому, лишь роль лака. Проф. Бранки нашел присутствие воска даже в произведениях средневековой живописи XIII столетия.

Одновременно с клеевой живописью и энкаустикой, как видно из сочинений Плиния и Витрувия, известна была и живопись фреской. К сожалению, названные авторы не дают ясного описания этой античной фрески; несомненно, во всяком случае, то, что фреска древних значительно отличалась от позднейшей уж тем, что живопись, исполненная ею, по-видимому, всегда имела блестящую поверхность.

К образцам наиболее старинной живописи принадлежит находящаяся в собрании Ватикана картина, носящая название «Альдобрандинская свадьба», принимавшаяся одними исследователями за фреску, другими — за энкаустику.