Супрематизм К. Малевича Конструктивная живопись

История искусства в России Художественные течения

Проблема формирования "абстрактного метода художественного мышления" и его трансформации в ХХ веке от яркого живописного явления до промышленного и компьютерного искусства является особо актуальной. Основное внимание в данной работе посвящено рассмотрению трансформации абстрактного метода в отечественном искусстве и месту послевоенной абстракции в мировом художественном процессе.

Конструктивизм в России сложился в начале 1920-х годов, как проявление общего модернистского «духа времени». Он явился итогом беспредметных абстрактно-геометрических  художественных поисков, характерен очищенным от традиционных архитектурных метафор вниманием к качествам формообразующей материи. Конструктивизм в живописи связан с именами А. Родченко, В. Татлина, Л. Лисицкого, Л.Поповой, В.Степановой, И. Пуни и др.

Супрематизм К. Малевича явился одной из основных формообразующих концепций начала 20 в., примером динамично-пространственной организации пластической материи.

М. Вламинк. Пейзаж с красными деревьями, 1906-1907 гг. Художественное течение «фовизм» – работа чистым цветом, использование выразительных особенностей контраста дополнительных цветов

А. Матис. Вход в касбу, 1912-1913. Многослойная живописная поверхность. связь с фреской и иконой, проявляющуюся в прозрачности красочного слоя и локальности цветового пятна.

Основной задачей довузовской подготовки на специальность архитектор-дизайнер является формирование визуальной культуры. Абитуриенту необходимо постоянно расширять свой художественный кругозор, знакомясь с творчеством современных художников, тем более что экзаменационное задание «Плоскостная колористическая композиция» опирается на этот материал. Для выполнения колористической работы необходимы навыки графического обобщения и формализации, способность чувствовать и организовывать цветовые и тональные отношения. Эти навыки развивает знакомство с произведениями искусства и их аналитическое копирование.

Абстрагирование как метод художественного творчества оформился в работах

 П. Сезанна. «Собрав энергию цвета в обобщенные геометрические формы, он соединил чувство и знание в едином творческом акте, угадывая актуальное в следующем веке проектное видение реальности. Сезанн открыл, что видимый мир организован, структурен, геометричен, непрерывен, пространственен». Можно констатировать, что именно в творчестве П.Сезанна, подведя итог живописному искусству прошлого, совершилось открытие «нового пластического языка».

Конструктивизм в России сложился в начале 1920-х годов, как проявление общего модернистского «духа времени». Он явился итогом беспредметных абстрактно-геометрических  художественных поисков, характерен очищенным от традиционных архитектурных метафор вниманием к качествам формообразующей материи. Конструктивизм в живописи связан с именами А. Родченко, В. Татлина, Л. Лисицкого, Л.Поповой, В.Степановой, И. Пуни и др.

Неопластицизм также явился важным источником формирования пластического языка начала 20 века. Художники голландской группы «Де Стиль» (П. Мондриан, Тео ван Дусбург, Г.Ритвельд и др.) противопоставили простоту, ясность, функциональность чистых геометрических форм и структурность их композиционной организации случайности, неопределенности и произволу природы и многосложности языка исторических стилей.

Художники середины 20 века создают свои произведения как на тему соединений цвета и формы, так и на тему самого процесса создания произведения, в котором становятся важными особенности технологии творчества. Также сюжетом произведения становятся формализованные образы реальности - от расчленения натуры тем или иным способом, через обобщенное моделирование натурных объектов, к созданию абстрактных композиций с использованием разнохарактерных фрагментов - от внешней геометрии натуры до выявленной сущности ее материи. В таких произведениях соседствуют обобщенные силуэты или абрисы натурных изображений и фрагменты свободной живописной поверхности.

На пути поиска новых художественных средств мастера 20 века обращаются к материалам, цвету, формам и технологиям архаического искусства. Обобщенное изображение объектов в работах народных мастеров, открытый цвет и простая геометрия архаических произведений, многослойные живописные поверхности иконы и фрески вдохновляют художников 20 века на новые живописные открытия.

Развивающийся в 20 веке дизайн привлекает внимание художников к предметному окружению. Искусство использует в произведениях как фрагменты или образы предметного мира, так и наиболее выразительные его образцы, создавая объемно-пространственные средовые объекты. В 20 веке активно развиваются такие направления искусства, как коллаж (использование в работе фрагментов бумаги, картона, объектов полиграфии), материальный коллаж или рельеф (использование плоских фрагментов натуральных материалов – дерева, металла, стекла, жести), ассамбляж (создание объемных произведений с использованием бывших вещей или их фрагментов).

Основной целью начального этапа подготовки на специальность архитектор-дизайнер, является формирование визуальной культуры. Абитуриенту необходимо постоянно расширять свой художественный кругозор, знакомясь с творчеством современных мастеров, тем более что экзаменационное задание «Плоскостная колористическая композиция» опирается на этот материал. Для выполнения колористической работы необходимы навыки графического обобщения и формализации, способность чувствовать и организовывать цветовые и тональные отношения.

В. Кандинский. Композиция IV, 1911. Перевод реальности в систему линий различного очертания и пятен цвета. 

И. Машков. Натюрморт с ананасом ок. 1910.

А. Куприн. Натюрморт с воблой, 1918.

А. Лентулов. Девушка с гитарой 1913.

Камень

Базой для живописи служили: аспид, мрамор (серпентин), порфир и пр., причем чаще всего пользовались аспидом, плиты которого («Iastre genovesi») накладывались на стену на слой гипса и хорошо пригонялись между собой, образуя плоскость для картины желаемой величины.

Штукатурка

Стена, покрывавшаяся живописью, подготовлялась с большой тщательностью и с изумительным знанием употребляемых в дело материалов.

Подготовка стен для живописи, по Витрувию, выполнялась вкратце таким образом. Из хорошей и притом долго выдержанной гашеной извести и овражного или речного песка в пропорции: 1 часть извести на 2 или 3 части песка с прибавкой 1/3 части хорошо истолченных и просеянных битых черепиц составлялся раствор, который наносился на кирпичную или каменную кладку. Первый слой штукатурки составлялся с крупным песком, сверх же него следовали второй и третий с песком более мелким, причем для укрепления штукатурки в тесто растворов примешивались иногда рубленая солома и пенька. Поверх этих трех слоев штукатурки наносились еще 3 слоя из толченого мрамора и извести; всего, таким образом, наносилось 6 слоев.

Растворы для этих последних размешивались самым тщательным способом и были так густы, что не приставали к железной лопатке: погруженное в них и вынутое железо выходило не замазанным раствором. На первый слой из крупно толченого мрамора, прежде чем последний высыхал вполне, наносился второй — из порошка более мелкого мрамора, хорошо утрамбовывался и выравнивался, после чего следовал третий слой из самого мелкого мрамора.

Описываемые штукатурные работы выполнялись по образцу работ Греции, которые отличались, по словам Витрувия, необыкновенной прочностью. Так, куски греческой штукатурки, выломанные из старых стен, могли служить при случае столами, шкапами и пр., и так как имели блестящую поверхность, то даже и зеркалами.

В состав римской штукатурки, как то показали позднейшие исследования Рельмана, кроме перечисленных веществ, входил еще клей животного происхождения. Штукатурка такого состава служила для живописи фреской, которая благодаря этому получалась с блестящей поверхностью, но, вероятно, по ней писали также энкаустикой и клеевыми красками.

С развитием техники живописи и изобретением яичной темперы, итальянской буон фреско и масляных красок подготовка стен, сообразно с применяемым способом живописи, видоизменялась, но выполнялась всегда с большой тщательностью.

Подготовка стен, состав штукатурки и прочее, по описаниям Ченнини и других позднейших писателей, приведены в отделе, посвященном монументальной живописи (часть V).

Обостренный интерес к послевоенной советской абстрактной живописи мы можем наблюдать в США , о чем свидетельствует выставка "Реалии и утопии: абстрактная живопись в коллекции Нортона Доджа" (2001 год) в Zimmerly Art Museum (New Jersey, США), представившая коллекцию абстрактной живописи из собрания Нортона и Ненси Додж. Эта выставка явилась одной из планируемых в 2002-2003 трех выставок, посвященных модернизму и абстрактному искусству в послевоенной советской культуре.
Абстрактный метод в живописи