Героический период фотографии Концептуальное искусство

В 1920-е годы появились новые художественные группировки, чье наследие представлено в ВОКГ редкими работами ведущих авторов: Общество станковистов в Москве (А. Лабас), в Ленинграде «Круг художников» (А. Самохвалов). Ассоциация художников революционной России (А. Рылов, Г. Ряжский, Н. Терпсихоров, М. Авилов) выражала идеологические установки пролетарского государства, поэтому, когда в 1932 году все группировки были объединены в Союз художников СССР, именно ее требования легли в основу метода «социалистического реализма». В 1940-1950-е годы С. Герасимовым, А. Пластовым, С. Чуйковым, Н. Ромадиным, В. Цыплаковым, А. Грицаем были созданы выдающиеся произведения, часть из которых в разные годы поступила в фонды галереи

Скульптура после 1945 года

Первичные структуры и скульптура окружающей среды

475. Александр Колдер. Ловушка для омаров и рыбий хвост. 1939 г. Подвесной мобиль. Крашеная стальная проволока, листовой алюминий. Ок. 2,6 х 2,9 м. Музей современного искусства, Нью-Йорк. Заказ Консультативного комитета для лестницы музея

Как и в живописи, в скульптуре после 1945 года стали преобладать эпические черты. Действительно, масштабность стала определяющим признаком движения, которое расширило диапазон — а по существу, и само понятие скульптуры — в совершенно новом направлении. «Первичная структура» — самое точное из названий, предлагавшихся для скульптурных произведений такого рода, так как оно отражает две ее главные особенности: чрезвычайную упрощенность форм и родство с архитектурой. Крайняя обобщенность абстрактных форм известна под названием «минимализм», предполагающим и соответственное упрощение содержания. В другом термине, «скульптура окружающей среды» (не путать с «инвайронментами», выполняемыми в смешанном материале), подчеркивается тот факт, что многие из «первичных структур» решены таким образом, чтобы зритель захотел оказаться внутри их или пройти их насквозь. Именно эта функция организации пространства отличает «первичные структуры» от всех предыдущих разновидностей скульптуры и сбли- 476. Роналд Блейден. X. (В Галерее Коркоран, Вашингтон, округ Колумбия) 1967 г. Это выполненные из конструкционной стали и бетона потомки таких доисторических памятников, как Стоунхендж

477. Дэвид Смит. Серия «Кьюби». Нержавеющая сталь. Слева направо: Кьюби XVIII. 1964. Высота 2,59 м. Музей современного искусства, Бостон; Кьюби XVII. 1963 г. Высота 2,74 м. Музей изобразительных искусств, Даллас; Кьюби XIX. 1964 г. 2,87 м. Галерея Тэйт, Лондон дерево, позже выполнена из стали. 6,71 х 7,47 х 3,81 м. Фотография, с разрешения Галери Фишбах, Нью-Йорк

Часто создатели такой скульптуры ограничиваются ролью дизайнера и не участвуют в изготовлении, чтобы подчеркнуть безличность и возможность повторения их произведения Столкнувшись с этим творческим тупиком, некоторые художники стали отходить от минимализма, хотя и не отвергали его совсем. Ведущим скульптором этого направления, которое называют «постминимализмом», чтобы подчеркнуть его зависимость от прежнего стиля, стал Джоэль Шапиро Несомненно, что первичные структуры крупного масштаба являются памятниками Наилучшим местом для воплощения так называемой «скульптуры окружающей среды» является сама земля, так как она позволяет автору преодолеть ограниченность человеческих масштабов. Первым «ассамбляж» создал еще в середине пятидесятых годов Роберт Раушенберг

Хотя работы Луизы Невелсон (1900— 1988) почти всегда выполнены из дерева, их следует относить к «ассамбляжам», а при монументальности исполнения они становятся «инвайронментами». Успех Невелсон вдохновил на занятие скульптурой других американок. Барбара Чейз-Рибу (род. 1939) — лауреат одного из конкурсов: живущая ныне в Париже, принадлежит к тому поколению выдающихся темнокожих женщин, которые внесли свой заметный вклад в различные виды искусства Джордж Сегал (род. 1924) создает трехмерные работы в натуральную величину, изображая предметы и людей в их повседневной обстановке.

«Инсталляции» Джуди Пфафф (род. 1946) можно сравнить с экзотическими интерьерными пейзажами.

Европа, обогатившая человечество великолепием искусства Антики и эпохи Возрожде-ния, подарила миру и новое, нетрадиционное направление художественного творчества - абстракционизм. Первые абстрактные картины появились в некоторых европейских странах на рубеже XIX-XX веков. Русский художник Василий Кандинский, живя в Германии, долгое время не знал об их существовании и считал себя пионером нового искусства. В 1910 году он написал свою первую абстрактную акварель, а затем и целый ряд "беспредметных" картин, выполненных маслом
Постмодернизм