Живопись перед первой мировой войной Аналитический кубизм

В живописи в 60-е годы художники разрабатывают так называемый "суровый стиль". (Этот термин принадлежит советскому искусствоведу А.А. Каменскому). Представители этого направления - П.Ф. Никонов. А.П. и С.П. Ткачевы, Д.Д Жилинский, Н.И. Андронов, Т.Т. Салахов, М.А. Савицкий, В.Е. Попков - стремились обратить искусство лицом к жизни, художественно воссоздать "правду жизни". Расширился диапазон тем - в искусство вошли целые пласты жизни, ранее им не исследуемые. Художники изображали суровые будни" геологов, хирургов, плотогонов, солдата, вернувшегося с войны (А.Н.Андронов "Плотогоны", 1959 - 1961; П.Ф. Никонов "Наши будни", 1960; В.Е. Попков "Строители Братской ГЭС", 1961; Т.Т. Салахов "Ремонтники", 1963).

Оп-арт

Еще одно направление, которое набирало силу в середине 1950-х годов, получило известность под названием «оп-арт» из-за увлечения его сторонников оптическими эффектами, с учетом физико- психологических особенностей зрительного восприятия. Художники оп-арта заняты главным образом созданием оптических иллюзий. Надо сказать, изобразительное искусство в той или иной степени имело дело с оптическими иллюзиями во все времена, начиная уже с каменного века. Новым в подходе оп-арта было то, что это искусство — строго беспредметно. Оно развилось частично из геометрической абстракции, хотя его родословная восходит и еще дальше, к Мондриану (см. стр. 431— 432). В то же время оп-арт стремился расширить мир оптической иллюзии всеми имеющимися в распоряжении художника способами, используя возможности новых материалов и технических средств, создаваемых наукой, в том числе и лазерной технологией. Значительное место занимают в оп-арте конструкции или «инвайронменты» (см. стр. 467— 472), воздействие которых зависит от света и движения и не может быть достаточно точно передано в альбомной репродукции.

456. Ричард Анушкевич. Вход в зеленое. Холст, акриловые краски. 2,74 х 1,83 м. Собр. художника

Из-за опоры оп-арта на науку и технику его возможности кажутся беспредельными. И тем не менее, это движение достигло своей зрелости в течение десятилетия с момента зарождения, но в дальнейшем развилось слабо. Главное затруднение связано с его тематикой. Оп-арт выглядит откровенно рассудочным, слишком систематическим течением, сходным скорее с науками, чем с гумаянтарными профессиями.

И хотя достигаемые им эффекты, бесспорно, потрясающи, они относятся к узкой области интересов, лежащих, как правило, вне основного русла развития современного искусства. Своим разнообразием и выразительностью, необходимыми для того, чтобы это искусство стало живой традицией, оп-арт обязан лишь небольшой группе мастеров.

Главным теоретиком оп-арта, как и его наиболее изобретательным практиком, был венгерский художник Вазарели (род. 1908), живший во Франции Художники еще одной группы, получившей известность в середине пятидесятых годов, заново открыли то, что любители продолжают считать само собой разумеющимся, несмотря на все усилия убедить их в обратном: что картина — это не «плоская, по существу, поверхность, покрытая красками», на чем настаивал Морис Дени, а узнаваемый образ.

Рой Лихтенштейн (род. 1928) ухватился за комиксы или, точнее, за стандартизованную образность традиционных комиксов, прежде всего таких, в которых присутствует динамизм действия и сентиментальная любовь, а не таких, где чувствуется индивидуальность создателя.

Энди Уорхол. Золотая Мерилин Монро. 1962 г. Холст, масло, синтетическая полимерная краска, шелкография. 2,11 х 1,45 м. Музей современного искусства, Нью-Йорк. Дар Филипа Джонсона

Работы фотореалистов часто отличаются такой визуальной сложностью, которая не уступает самому пристальному наблюдению. Ярким примером фотореализма является картина Дона Эдди (род. 1914) «Новые туфли для Н» Фотореализм был проявлением всеобщей тенденции возврата к реализму, характерной для американской живописи семидесятых годов. Художники-фотореалисты использовали широкий диапазон сюжетов и технических приемов, от сугубо индивидуальных до самых безличных, в зависимости от видения ими объективной реальности и ее личного восприятия.

60-е годы развивалась и пейзажная живопись. Причем в пейзажном жанре по-своему отразился процесс осознания национальных корней, интерес к истории. Особое место в отечественном пейзаже тех лет занимает северный пейзаж. В 60-е годы началось буквально паломничество живописцев на север, открывший художникам свою неброскую красоту. Появляются проникновенные пейзажи П.Ф. Никонова, Н.И. Андронова, B.C. Стожарова. Философским раздумьем о малости нашей планеты в мироздании проникнуты пейзажи Н.М. Ромадин
Фантастическое искусство