Живопись перед первой мировой войной Аналитический кубизм

Постмодернизм. Художники используют аллегорический язык классики, барокко, символику древних культур. Произведения постмодернистов представляют собой игровое пространство, в котором происходит свободное движение смыслов. В актуальном изобразительном искусстве постмодернизм воплотился не так ярко, как в литературе или в кинематографе. Самым известным художником постмодернизма является Иозеф Бойс, который, как и полагается постмодернисту, проявил себя в разных ипостасях: устраивал акции, создавал скульптуры из нетрадиционных материалов и т. д. Другие известные имена: Йен, Марио Мерц. Российское постмодернистское изобразительное искусство лучше всего представлено соц-артом Виталия Комара и Александра Меламида

Экспрессионизм

442. Макс Бекман. Отплытие. 1932—1933 г. Триптих. Холст, масло. Центральное панно — 215,3 х 115,3 см, боковые панно (каждое) — 215,3 х 99,7 см. Музей современного искусства, Нью-Йорк. Передан анонимно (по обмену)

Гросстр. Трагический опыт Первой мировой войны отозвался в сердцах немецких художников острой болью за судьбу современной цивилизации. Эта боль нашла себе наилучшее выражение в искусстве экспрессионизма. Живописец-график Георг Гросс (1893-1959) в 1913 году учился в Париже, затем, после окончания войны, присоединился в Берлине к дадаистам. Под влиянием футуристов он использовал динамические формы кубизма для создания едкого, грубого сатирического стиля, выражавшего разочарование своего поколения. На картине «Германия. Зимняя сказка» (илл. 441) изображение Берлина служит калейдоскопически-пестрым фоном для нескольких крупных фигур, помещенный поверх домов, как на коллаже: похожего на марионетку «доброго гражданина» за столом, а также тех темных сил, которые приложили руку к его формированию (лицемерных священника, генерала и учителя).

Бекман. Макс Бекман (1884—1950) — энергичный продолжатель направления группировки «Мост» — стал экспрессионистом только после первой мировой войны. В его триптихе «Отплытие» (илл. 442), завершенном в то время, когда он был вынужден покинуть родину из-за прихода к власти нацизма, на боковых панно изображен кошмарный мир марионеток, вызывающих не меньшее чувство тревоги, чем образы картины Босха «Ад» (см. илл. 194). Символику этого триптиха Бекмана интерпретировать даже труднее, так как он по необходимости более субъективен. В исторической ретроспективе эти две хаотические сцены, полные насилия и бессмысленных обрядов, воспринимаются как пророческие. Уравновешенность композиции центрального панно с его пространством, голубизной моря и солнечным светом олицетворяет, наоборот, надежды, связанные с отплытием в дальние края. Пережив Вторую мировую войну в тяжелейших условиях в оккупированной Голландии, Бекман провел три последних года жизни в Америке.

Наиболее видным художником, отличавшимся верностью натуре и характерным для американского искусства 1920-х годов стала Джорджия О'Киф

Термин «абстрактный экспрессионизм» часто применяется по отношению к стилю живописи, преобладавшему более десяти лет после второй мировой войны. Он возник в Нью-Йорке, частично как реакция художников, озабоченных ядерной угрозой и холодной войной Наиболее значительным среди художников «живописи действия» стал Джэксон Поллок Ли Краснер (1908—1984) — жена Поллока — всегда писала кистью. Хотя Краснер и Поллок явно влияли друг на друга, она неизменно стремилась к творческой самостоятельности.

Экспрессионизм в Европе Достижения «живописи действия» свидетельствовали, что американское искусство достигло международного уровня. Это движение оказало очень сильное влияние на европейское искусство, в котором тогда не было ничего сопоставимого по художественной мощи и убедительности. В середине сороковых годов Марк Ротко (1903—1970) работал в манере, заимствованной у Горки.

Поздний абстрактный экспрессионизм Вклад, который внесли в искусство лирические импрессионисты с начала семидесятых годов, оказался почти незамеченным. В качестве примера их достижений можно привести творчество Уильямса Т. Уильямса

Бродский «Выступление Ленина на Путиловском заводе в мае 1917», «Демонстрация», «Ударник Днепростроя». Львов: «Магнитогорск». Иогансон «Допрос коммунистов». Петров-Водкин «Селедка». Ряжский «Председательница». Бакшеев «Голубая весна».Военный период: 1941-1945, значение искусства: отображение событий, агитация, призыв. Темы: героическая борьба, подвиг, мужество в тылу, звериная суть фашизма. Пластов «Фашист пролетел». Герасимов «Мать партизана». Коржев «Заслон». Дейнека «Оборона Севастополя». Кукрыниксы: Куприянов, Крылов, Соколов. За свои карикатуры, плакаты, картины и книжные иллюстрации Кукрыниксы были удостоены пяти. «Родина- мать зовет», «Таня»,
Фантастическое искусство