Живопись перед первой мировой войной Аналитический кубизм

Постмодернизм. Художники используют аллегорический язык классики, барокко, символику древних культур. Произведения постмодернистов представляют собой игровое пространство, в котором происходит свободное движение смыслов. В актуальном изобразительном искусстве постмодернизм воплотился не так ярко, как в литературе или в кинематографе. Самым известным художником постмодернизма является Иозеф Бойс, который, как и полагается постмодернисту, проявил себя в разных ипостасях: устраивал акции, создавал скульптуры из нетрадиционных материалов и т. д. Другие известные имена: Йен, Марио Мерц. Российское постмодернистское изобразительное искусство лучше всего представлено соц-артом Виталия Комара и Александра Меламида

Абстракционизм

После того, как Пикассо перестал строго следовать принципам кубизма, в начале 1920-х годов произошел массовый отход художников от абстрактного искусства. Утопические идеалы, к воплощению которых стремился модернизм, были в значительной мере перечеркнуты «войной во имя прекращения всяческих войн». Футуризм, тем не менее, все еще продолжал находить сторонников по обе стороны Атлантического океана.

434. Фернан Леже. Город. 1919 г. Холст, масло. 2,31 х 2,97 м. Филадельфийский музей искусств. Собр. А. Е. Галлатина

דירות דיסקרטיות בתל אביב

Леже. Проникнутая оптимизмом, радостным возбуждением картина «Город» (илл. 434) француза Фернана Леже (1881—1955) представляет собой механическую утопию. Безупречно выверенный индустриальный пейзаж производит впечатление стабильности, но без какой-либо статичности; в нем отразились правильные геометрические формы современной техники. Термин «абстракция» в этом случае можно отнести скорее к выбору элементов композиции и способу их сочетания, чем к ним самим, так как эти формы, за исключением двух фигур на лестнице,— изготовленные заводским способом изделия.

Демут. Современное направление оказалось в американском искусстве недолговечным. Одним из немногих художников, продолжавших работать в новаторском русле после Первой мировой войны, был Чарльз Демут (1883—1935). Как член группы Стиглица (см. стр. 485—490), он состоял во время войны в дружеских отношениях с эмигрировавшими в Нью-Йорк Дюшаном и кубистами. Через несколько лет он создал под влиянием футуризма предназначенный для изображения городской индустриальной архитектуры собственный художественный стиль, который стал известен под названием «прецизионизм». Картина «Я видел золотую цифру 5» (илл. 435) представляет собой сочетание элементов всех упомянутых здесь течений. Название взято из поэмы друга Демута Вильяма Карлоса

Вильямса, чье имя образует часть композиции в виде надписей «Bill», «Carlos», «W. С. W.». В поэме Вильямса цифра 5 упоминается в связи с красной пожарной машиной, на картине же она становится художественной доминантой — ее изображение появляется трижды, чтобы цифра прочнее закрепилась в нашей памяти, создавая впечатление мчащейся по ночному городу пожарной машины.

Самый крайний радикал среди абстракционистов современной эпохи — датский живописец Пит Мондриан

Ужас и боль, вызванные механизированной массовой бойней Первой мировой войны, побудили ряд художников одновременно в Нью-Йорке и Цюрихе начать движение протеста под названием «дада», или «дадаизм», которое распространилось затем на Германию и Францию Хотя наиболее характерной для дадаистов формой искусства было использование изделий заводского изготовления — «ready-made» , они применяли для своих целей и технику коллажа синтетического кубиз

В сюрреализме было, однако, и гораздо более смелое и творческое ответвление. К нему имеют отношение некоторые работы Пикассо (например, «Три танцовщицы», илл. 433), а самым видным его представителем стал тоже испанец — Хуан Миро (1893—1983)

Бродский «Выступление Ленина на Путиловском заводе в мае 1917», «Демонстрация», «Ударник Днепростроя». Львов: «Магнитогорск». Иогансон «Допрос коммунистов». Петров-Водкин «Селедка». Ряжский «Председательница». Бакшеев «Голубая весна».Военный период: 1941-1945, значение искусства: отображение событий, агитация, призыв. Темы: героическая борьба, подвиг, мужество в тылу, звериная суть фашизма. Пластов «Фашист пролетел». Герасимов «Мать партизана». Коржев «Заслон». Дейнека «Оборона Севастополя». Кукрыниксы: Куприянов, Крылов, Соколов. За свои карикатуры, плакаты, картины и книжные иллюстрации Кукрыниксы были удостоены пяти. «Родина- мать зовет», «Таня»,
Фантастическое искусство