Живопись перед первой мировой войной Аналитический кубизм

МОДЕРН (фр. moderne - новеиший, современный) - стиль в искусстве рубежа XIX-XX вв В идеале модерн должен был стать единым стилем жизни общества, создать вокруг человека единую эстетическую среду (от архитектуры жилища до деталей костюма). Одним из основных выразительных средств в искусстве модерна был орнамент, часто растительный, пронизанный экспрессивным ритмом, подчиняющий себе композицию произведения. Большое развитие в модерне получила графика - книжное дело, плакаты. В России на примере Абрамцевского кружка можно увидеть программный универсализм художников, работавших в стиле модерн: они одновременно могли быть и декораторами, и графиками, и керамистами и живописцами и скульпторами.

Фантастическое искусство

Третье направление, которое мы называем «fantasy», или фантастическим искусством, имело менее ярко выраженный путь развития, чем два других, так как оно зависит не столько от конкретного стиля, сколько от состояния сознания. Живописцев фантастического направления объединяет вера в то, что «внутреннее зрение», воображение важнее внешнего мира. Так как воображение художника субъективно, то и создаваемые ими образы имеют субъективный характер, если только художник не подвергает их сознательному отбору. Но как эти непроизвольные образы могут представлять интерес для зрителя, чей собственный внутренний мир отличается от внутреннего мира художника? Дело в том, что, если верить психологам, мы в этом отношении не так уж отличаемся друг от друга, как склонны думать. Наше сознание устроено примерно одинаково; то же можно сказать и о воображении, и о памяти. Все это относится к бессознательной части нашей души, где хранятся переживания прошлого — хотим мы этого или нет. Ночью или в другое время, когда ослабевает сознательная деятельность мышления, к нам возвращается прежний жизненный опыт, и мы словно заново переживаем прошедшее.

Однако обычно наше прошлое воспроизводится подсознанием не в том виде, как все происходило. События прошлого достигают сознания в виде мечтательных образов. Они кажутся к тому же менее живыми, и нам легче переносить эти воспоминания. Такое усвоение жизненного опыта подсознанием у всех у нас удивительно схоже, хотя у отдельных личностей это происходит ярче, чем у других людей. Таким образом, для нас всегда представляют интерес воображаемые вещи, если только они предстают перед нами так, что кажутся реальными. Происходящее, например, в сказке, показалось бы абсурдным, нелепым на языке репортажа новостей, но когда манера изложения соответствует содержанию, то мы невольно поддаемся очарованию. Это вполне справедливо и в отношении живописи — достаточно вспомнить хотя бы «Сон» Анри Руссо (см. илл. 403).

Почему же тогда субъективные фантазии стали занимать столь значительное место в искусстве именно XX столетия? Это произошло, видимо, по ряду взаимосвязанных причин. Во-первых, имевший место разрыв рассудка и воображения вследствие господства рационализма привел к постепенному отмиранию мифов и легенд, в которых прежде обычно находила выход человеческая фантазия. Во- вторых, заметное ослабление социальных связейхудожника и сопутствующее этому ощущение нестабильности породили чувство одиночества, способствуя его уходу в свой внутренний мир.

428. Джорджо де Кирико. Мистерия и меланхолия улицы. 1914 г. Холст, масло. 87 х 72,4 см. Частное собрание

Наконец, романтический культ чувства вдохновлял художника на накопление субъективного опыта и отстаивание его значимости. Первые ростки такой тенденции, как мы видели, появились уже в XVIII веке, в частности в искусстве Фюзели (см. илл. 348). В живописи XIX столетия субъективное фантастическое искусство еще не стало заметным художественным явлением — оно получило широкое распространение после 1900 года.

Влияние романтизма наиболее ощутимо в поразительных картина, которые писал в Париже накануне Первой мировой войны Джорджо де Кирико

«Школа мусорного ящика». Что касается Америки, то увлечение новаторскими экспериментами началось не в кружке Стиглица, а в так называемой «школе мусорного ящика» в Нью-Йорке

Живопись периода между мировыми войнами

Искусство досоветского периода (Айвазовский, Шишкин, Репин и т.д.) продемонстрировал направленность этих инвестиций. "Отказ" от социалистического-коммунистического прошлого повлиял и на восприятие отечественного авангарда как части этого "негативного" опыта. "Возврат к традиционным ценностям", пожалуй, Ц единственная идеологическая установка, прозвучавшая из пока "безыдейного" Кремля. Она была подкреплена в области изобразительного искусства правительственной поддержкой ряда "традиционалистски" настроенных мастеров Ц Глазунова, Пресекина, Клыкова, Андрияки, Шилова.
Фантастическое искусство