Живопись перед первой мировой войной Аналитический кубизм

МОДЕРН (фр. moderne - новеиший, современный) - стиль в искусстве рубежа XIX-XX вв В идеале модерн должен был стать единым стилем жизни общества, создать вокруг человека единую эстетическую среду (от архитектуры жилища до деталей костюма). Одним из основных выразительных средств в искусстве модерна был орнамент, часто растительный, пронизанный экспрессивным ритмом, подчиняющий себе композицию произведения. Большое развитие в модерне получила графика - книжное дело, плакаты. В России на примере Абрамцевского кружка можно увидеть программный универсализм художников, работавших в стиле модерн: они одновременно могли быть и декораторами, и графиками, и керамистами и живописцами и скульпторами.

Аналитический кубизм. Утверждение, что в «Авиньонских девицах» есть нечто от Сезанна, сначала кажется неосновательным.

423. Пабло Пикассо. Портрет Амбруаза Воллара. 1910 г. Холст, масло. 92,1 х 65,1 см. ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва

Однако Пикассо, внимательно изучая позднее творчество Сезанна (см. илл. 391), обнаружил в обобщенной трактовке объема и пространства прозрачные структурные элементы, от которых можно было прийти к угловатым формам аналитического (или граненого) кубизма. Еще более очевидна эта связь в «Портрете Амбруаза Воллара» (илл. 423), написанном три года спустя. Небольшие, четкие грани больше похожи здесь на призмы, а сам холст с его уравновешенностью и изяществом является примером вполне зрелого стиля.

Контрасты цвета и фактуры, столь очевидные в «Авиньонских девицах», здесь сведены до минимума, чтобы они не мешали выявлению конструкции, и картина с ее приглушенной тональностью кажется почти монохромной. Построение усложняется, и единый принцип проводится столь последовательно, что работа казалась бы слишком рассудочной, если бы возникающее из соединения призматических форм лицо портретируемого не было бы исполнено такого глубокого драматизма. Здесь не осталось и следа от «варварских» деформаций «Авиньонских девиц» — они свою роль уже сыграли. Кубизм обрел черты абстрактного стиля чисто европейского образца, хотя его отрыв от видимой действительности увеличился незначительно. Похоже, Пикассо ведет с натурой утонченную игру в прятки, но в видимом мире он все еще нуждается для приведения в действие своих творческих силл. Беспредметность ни тогда, ни позже не имела для него особой привлекательности.

Синтетический кубизм. К 1910 году кубизм прочно утвердился как альтернатива фовизму, и к Пикассо присоединился ряд художников, одним из которых был Жорж Брак (1882—1963).

Футуризм. Кубизм изначально был задуман Пикассо и Браком как формальный метод создания изящно уравновешенных произведений в традиционных жанрах натюрморта, портрета и ню

Кубофутуризм зародился в России за несколько лет до Первой мировой войны благодаря тесному общению с ведущими художественными центрами Европы.

Супрематизм. Первым чисто русским течением в искусстве XX века стал, однако, супрематизм. Сделав один из величайших в истории искусства скачков пространственно-символического воображения, Казимир Малевич (1878—1935) создал свой знаменитый «Черный квадрат»

Искусство досоветского периода (Айвазовский, Шишкин, Репин и т.д.) продемонстрировал направленность этих инвестиций. "Отказ" от социалистического-коммунистического прошлого повлиял и на восприятие отечественного авангарда как части этого "негативного" опыта. "Возврат к традиционным ценностям", пожалуй, Ц единственная идеологическая установка, прозвучавшая из пока "безыдейного" Кремля. Она была подкреплена в области изобразительного искусства правительственной поддержкой ряда "традиционалистски" настроенных мастеров Ц Глазунова, Пресекина, Клыкова, Андрияки, Шилова.
Фантастическое искусство